Обратимся к официальным результатам: городская избирательная комиссия зафиксировала, что в опросе приняло участие 8,98% избирателей. Такая явка на общегородские выборные мероприятия является для Екатеринбурга уникальной; более низкой явки не фиксировалось ни на выборах депутатов Екатеринбургской городской думы (порядка 30% обычно), ни на выборах губернатора области (там наблюдаются примерно те же цифры), и даже на дополнительных выборах в городскую думу на избирательные участки приходило порядка 15% горожан.
При этом стоит отметить, что медийное обеспечение «храмового опроса» на порядок превосходило все городские и областные избирательные кампании; события вокруг выбора места для строительства кафедрального собора в Екатеринбурге не один день занимали одно из первых мест в новостных лентах и удостоились даже комментария главы государства.
Также не стоит забывать и о том, что, как показывают многочисленные свидетельства очевидцев, в сам день проведения опроса были включены все традиционные административные механизмы по обеспечению явки горожан вкупе с корпоративными механизмами бизнес-структур спонсоров строительства кафедрального собора.
Очевидно, что даже подключение механизмов по принуждению к посещению участков по проведению «храмового опроса» не привело к сколько-нибудь значимым показателям явки. Более того, сама мэрия города при проведении опроса не предполагала, что свое отношение к строительству кафедрального храма захотят выразить более 20% горожан — об этом свидетельствует то, что отпечатано было всего 200 тысяч бюллетеней.
Таким образом, екатеринбургский «храмовый опрос» если что и показал, так только то, что подавляющему большинству граждан проблемы РПЦ МП не интересны вообще: если вычесть из количества посетивших опросные участки тех, кто попал туда в результате воздействия административного или корпоративного ресурса, с высокой степенью вероятности останутся те самые «два процента на уровне статпогрешности», которые фиксируются органами МВД как посещающие храмы РПЦ МП на Рождество и Пасху.
Собственно, вот он, итог «небывалого духовного возрождения»: раскручиваемый в течение без малого полугода с привлечением немалых медийных, административных и коммерческих мощностей сюжет, связанный с РПЦ МП, приводит к тому, что количество граждан, которых этот сюжет интересует, не превышает 9 процентов от их общего числа. Более того, само государство абсолютно не обольщается по поводу влиятельности РПЦ в обществе, оценивая таковую максимум в 20 процентов.
Так что не следует удивляться тому, что государство не обращает внимания на то, что в РПЦ МП происходит — ну маргинальная это структура, ни на что не влияющая и никого толком не представляющая и не могущая объединить (при этом само государство это понимает прекрасно, и в мантры про «80% православных» никто в административных структурах, как мы видим, не верит). Поэтому и не стоит надеяться на то, что «обер-прокурор придет, порядок в РПЦ наведет»; не будет никто посылать в РПЦ обер-прокурора, не по чину это. Ну, разгонят всех этих реконструкторов, приравняв их к гей-параду, если слишком зарываться будут — и все. А пока реконструкторы аккуратно следуют в фарватере линии партии — все так же и будет продолжаться.
При этом стоит отметить, что медийное обеспечение «храмового опроса» на порядок превосходило все городские и областные избирательные кампании; события вокруг выбора места для строительства кафедрального собора в Екатеринбурге не один день занимали одно из первых мест в новостных лентах и удостоились даже комментария главы государства.
Также не стоит забывать и о том, что, как показывают многочисленные свидетельства очевидцев, в сам день проведения опроса были включены все традиционные административные механизмы по обеспечению явки горожан вкупе с корпоративными механизмами бизнес-структур спонсоров строительства кафедрального собора.
Очевидно, что даже подключение механизмов по принуждению к посещению участков по проведению «храмового опроса» не привело к сколько-нибудь значимым показателям явки. Более того, сама мэрия города при проведении опроса не предполагала, что свое отношение к строительству кафедрального храма захотят выразить более 20% горожан — об этом свидетельствует то, что отпечатано было всего 200 тысяч бюллетеней.
Таким образом, екатеринбургский «храмовый опрос» если что и показал, так только то, что подавляющему большинству граждан проблемы РПЦ МП не интересны вообще: если вычесть из количества посетивших опросные участки тех, кто попал туда в результате воздействия административного или корпоративного ресурса, с высокой степенью вероятности останутся те самые «два процента на уровне статпогрешности», которые фиксируются органами МВД как посещающие храмы РПЦ МП на Рождество и Пасху.
Собственно, вот он, итог «небывалого духовного возрождения»: раскручиваемый в течение без малого полугода с привлечением немалых медийных, административных и коммерческих мощностей сюжет, связанный с РПЦ МП, приводит к тому, что количество граждан, которых этот сюжет интересует, не превышает 9 процентов от их общего числа. Более того, само государство абсолютно не обольщается по поводу влиятельности РПЦ в обществе, оценивая таковую максимум в 20 процентов.
Так что не следует удивляться тому, что государство не обращает внимания на то, что в РПЦ МП происходит — ну маргинальная это структура, ни на что не влияющая и никого толком не представляющая и не могущая объединить (при этом само государство это понимает прекрасно, и в мантры про «80% православных» никто в административных структурах, как мы видим, не верит). Поэтому и не стоит надеяться на то, что «обер-прокурор придет, порядок в РПЦ наведет»; не будет никто посылать в РПЦ обер-прокурора, не по чину это. Ну, разгонят всех этих реконструкторов, приравняв их к гей-параду, если слишком зарываться будут — и все. А пока реконструкторы аккуратно следуют в фарватере линии партии — все так же и будет продолжаться.