По радио весь день идут победные репортажи об открытии платной автомобильной трассы Москва - Санкт-Петербург.
Да, прекрасный практический пример. Отгрохали, наконец, платку от Москвы до Питера - десяти лет не прошло (или прошло). Как к этому относиться? Это хорошо или плохо? Что по этому поводу можно сказать?
Отделим сразу "некомандные" (хотя и, наверно, самые распространенные) типы ответов. Первый - как те рабочие фанерного комбината: "Меня это все не касается, что там У ВАС происходит, мне главное, чтобы деньги платили; больше денег - хорошо, мало - плохо. А фанеру свою за воротами хоть сжигайте - мне все равно (а дорогу свою хоть закопайте, не жалко)". Если вы думаете как-то в этом роде - поздравляю: вы входите в железное большинство российского народонаселения и мыслите с ним в унисон. Большинство населения (во всяком случае, производственных рабочих и жителей малых городов) предпочитают жить в России как на оккупированной территории, у которого одна задача - выжить.
Второй тип - лично-местечковый: "О, трассу отстроили, теперь буду быстрее к теще в Вышний Волочок ездить!" Тоже такой незамутненно эгоистический взгляд: если новая дорога ведет к теще - это хорошо; а жила бы теща где-нибудь в Серпухове (или если она туда переедет) - автоматически переходим к реакции №1. То есть в обоих случаях человек исходит из того, что он живет в России один - и с этой точки зрения оценивает все происходящие вокруг "новшества".
Но возможен (хоть он и в меньшинстве) некий квазикомандный тип реакции: человек так или иначе ощущает себя членом этакой "команды" жителей/граждан России, которые строят некое общее будущее... и вот тут уже без образа будущего просто не обойтись. Собственно, все такие мега- и даже просто проекты могут тогда рассматриваться только с точки зрения соответствия/несоответствия своему "образу желаемого будущего".
Прекрасная Россия будущего
Прекрасная Россия будущего
То есть оценка дороги зависит от того, как мы представляем себе будущую Россию. Будут в ней широкие, большие, похожие на автобаны дороги между городами? На самом деле это уже вопрос. Есть, например, концепция, усердно продвигаемая "урбанистами" типа Варламова-Каца, которые усердно "топят" за "отмирание" частного автотранспорта, который якобы должен пасть жертвой общественного транспорта. Если в скором времени ни у кого уже не будет авто в частной собственности, и мы в это верим - зачем же тогда широкие автобаны для легковушек? Может, тогда надо на какие-нибудь скоростные экспрессы упирать, всякие ультраСапсаны? С этой "картины будущего" данная трасса - пустая трата ресурсов и денег.
(И да - Варламов, безусловно, претендует - и давно - на роль визионера для всей страны, правда, в не очень широкой области)
А может быть, мы считаем, что в России, наоборот, должны быть автобаны "как в Европе". Но и тут опять вопрос - они должны быть платные или бесплатные? Тут вылезают масса вопросов и более общего характера: дороги в России будут "для всех" или "только для тех, у кого есть деньги"? Второе - вроде как "настоящий капитализм", но - как же тогда Америка с ее вечными образами бродяг, странствующих туда-сюда с двумя грошами в кармане, все эти "беспечные ездоки" и прочее? Можно ли быть беспечным ездоком на платной дороге? Да - но только если у тебя есть чем платить. А если бы заботишься о плате - ты уже не беспечный...
В случае с "платкой" Москва-Питер получается, что за нас уже, собственно, всё решили. ЕСТЕСТВЕННО, если главная дорога между двумя столицами страны сделана платной - то и все остальные трассы в стране тоже будут делать платными. "Москва задает тенденции". Представим, что кто-то, условно, затеет строить автобан между Красноярском и Новосибирском; как его сделать теперь бесплатным? Строителю скажут: "Ты что, сдурел? Между Москвой и Питером (самые богатые города России) - и то платные, а ты что, самый богатый?! У тебя бесплатно будет??"
Вот это и называется: кто имеет в голове образ будущего, тот этим будущим УЖЕ и управляет; а кто разыгрывает из себя партизана в тылу врага или куркуля на отдаленном хуторе близ Диканьки - тот в какой-то момент, хлопая ушами, внезапно обнаруживает себя живущим в будущем, которое он и представить себе не мог. Почему? Потому что это будущее уже нарисовали для него другие.
Впрочем, планида как "хуторян", так и "партизан" - бесконечно приспосабливаться. И в этом, надо отдать должное, они мастера. Один минус - постоянно приходится жить в каком-то чужом будущем.
Да, прекрасный практический пример. Отгрохали, наконец, платку от Москвы до Питера - десяти лет не прошло (или прошло). Как к этому относиться? Это хорошо или плохо? Что по этому поводу можно сказать?
Отделим сразу "некомандные" (хотя и, наверно, самые распространенные) типы ответов. Первый - как те рабочие фанерного комбината: "Меня это все не касается, что там У ВАС происходит, мне главное, чтобы деньги платили; больше денег - хорошо, мало - плохо. А фанеру свою за воротами хоть сжигайте - мне все равно (а дорогу свою хоть закопайте, не жалко)". Если вы думаете как-то в этом роде - поздравляю: вы входите в железное большинство российского народонаселения и мыслите с ним в унисон. Большинство населения (во всяком случае, производственных рабочих и жителей малых городов) предпочитают жить в России как на оккупированной территории, у которого одна задача - выжить.
Второй тип - лично-местечковый: "О, трассу отстроили, теперь буду быстрее к теще в Вышний Волочок ездить!" Тоже такой незамутненно эгоистический взгляд: если новая дорога ведет к теще - это хорошо; а жила бы теща где-нибудь в Серпухове (или если она туда переедет) - автоматически переходим к реакции №1. То есть в обоих случаях человек исходит из того, что он живет в России один - и с этой точки зрения оценивает все происходящие вокруг "новшества".
Но возможен (хоть он и в меньшинстве) некий квазикомандный тип реакции: человек так или иначе ощущает себя членом этакой "команды" жителей/граждан России, которые строят некое общее будущее... и вот тут уже без образа будущего просто не обойтись. Собственно, все такие мега- и даже просто проекты могут тогда рассматриваться только с точки зрения соответствия/несоответствия своему "образу желаемого будущего".
Прекрасная Россия будущего
Прекрасная Россия будущего
То есть оценка дороги зависит от того, как мы представляем себе будущую Россию. Будут в ней широкие, большие, похожие на автобаны дороги между городами? На самом деле это уже вопрос. Есть, например, концепция, усердно продвигаемая "урбанистами" типа Варламова-Каца, которые усердно "топят" за "отмирание" частного автотранспорта, который якобы должен пасть жертвой общественного транспорта. Если в скором времени ни у кого уже не будет авто в частной собственности, и мы в это верим - зачем же тогда широкие автобаны для легковушек? Может, тогда надо на какие-нибудь скоростные экспрессы упирать, всякие ультраСапсаны? С этой "картины будущего" данная трасса - пустая трата ресурсов и денег.
(И да - Варламов, безусловно, претендует - и давно - на роль визионера для всей страны, правда, в не очень широкой области)
А может быть, мы считаем, что в России, наоборот, должны быть автобаны "как в Европе". Но и тут опять вопрос - они должны быть платные или бесплатные? Тут вылезают масса вопросов и более общего характера: дороги в России будут "для всех" или "только для тех, у кого есть деньги"? Второе - вроде как "настоящий капитализм", но - как же тогда Америка с ее вечными образами бродяг, странствующих туда-сюда с двумя грошами в кармане, все эти "беспечные ездоки" и прочее? Можно ли быть беспечным ездоком на платной дороге? Да - но только если у тебя есть чем платить. А если бы заботишься о плате - ты уже не беспечный...
В случае с "платкой" Москва-Питер получается, что за нас уже, собственно, всё решили. ЕСТЕСТВЕННО, если главная дорога между двумя столицами страны сделана платной - то и все остальные трассы в стране тоже будут делать платными. "Москва задает тенденции". Представим, что кто-то, условно, затеет строить автобан между Красноярском и Новосибирском; как его сделать теперь бесплатным? Строителю скажут: "Ты что, сдурел? Между Москвой и Питером (самые богатые города России) - и то платные, а ты что, самый богатый?! У тебя бесплатно будет??"
Вот это и называется: кто имеет в голове образ будущего, тот этим будущим УЖЕ и управляет; а кто разыгрывает из себя партизана в тылу врага или куркуля на отдаленном хуторе близ Диканьки - тот в какой-то момент, хлопая ушами, внезапно обнаруживает себя живущим в будущем, которое он и представить себе не мог. Почему? Потому что это будущее уже нарисовали для него другие.
Впрочем, планида как "хуторян", так и "партизан" - бесконечно приспосабливаться. И в этом, надо отдать должное, они мастера. Один минус - постоянно приходится жить в каком-то чужом будущем.