Большая «нефтяная война 2020 -…»: Россия против Саудовской Аравии – на войну нужны деньги
Любая война, горячая, холодная, экономическая, ментальная, и т.д., идет по одним и тем же правилам. И выигрываем в ней тот, кто лучше к ней подготовился, имел больше ресурсов и … четко и планомерно шел к своей цели.
Данный материал первый в цикле статей, посвященных подготовке к нефтяной войне 2020 года двух главных ее видимых оппонентов - России и Саудовской Аравии. И разобравшись в этом вопросе мы, наконец сможем аргументированно ответить на вопрос, а почему эта война началась, кто ее начал, а самое главное, чем и когда она может закончиться.
И начать разбор я предлагаю с финансовой составляющей вопроса. Ведь на любую войну всегда нужны деньги.
Россия
Давайте для начала посмотрим график доходов бюджета РФ за последние годы:
Что мы видим. Нефтегазовые доходы, как и положено пляшут вокруг цен. А вот ненефтегазовые доходы имеют стабильный и непрерывный рост, причем за исключением кризисных 2014-15 годов, рост значительно опережающий инфляцию.
Да и 2019 год, не попавший на графики был для российских ненефтегазовых доходов рекордным. Из общей суммы доходов в 20,2 трлн. руб. только 7,94 трлн. руб. относятся к нефтегазовому сектору, а 12,26 трлн. руб. к ненефтегазовому (+17,9% по отношению к аналогичному периоду 2018 года). То есть рост экономики, не связанной с нефтью и газом, вернее, доходов с нее, идет опережающими темпами.
И если нефтяная война продолжится, а вариантов на сегодня пока других нет, то в текущем 2020 году доходы от нефти и газа в российском бюджете имеют все шансы упасть ниже 30%, то есть рекорду за все постсоветские годы существования страны.
И в этом просто огромная заслуга нынешнего премьера Дмитрия Мишустина. Ведь, как мы видим по статистике не в следствие роста экономики России, бюджет стал получать такие доходы. Это и есть та работа Мишустина, которую и оценил Путин.
Ведь именно Мишустин сумел не фоне сокращения общего налогового бремени на ненефтегазовую и не сырьевую часть экономики (9-10% от производимого ею ВВП, что много ниже чем по экономике в целом – 18-19%) и во времена стагнации ее роста создать систему администрирования налогов, способную наращивать сборы средств такими темпами. И при этом не давить развитие экономики, работающей в режиме санкций.
Собственно, вот вам и ответ на вопрос, почему именно Мишустина Путин поставил на столь ответственный пост буквально в самый канун начала мирового кризиса, дату которого он, конечно должен был приблизительно знать.
Итак, подводим итоги. Экономика России в 2020 году зависеть от нефти и газа будет только на треть. При этом удержание ее на нужном курсе обойдется ЗВР в сумму примерно в 100-120 млрд. долларов по самому неблагоприятному сценарию. То есть резервов ей хватит лет на пять. А скорее всего на больше, так как рост доходов в не нефтегазовом секторе в процентном отношении будет только увеличиваться.
При этом надо взять поправку на мировой кризис, но в целом ситуация - более менее, понятная.
А теперь, когда мы с вами разобрались с российским бюджетом и к тому, как Москва подготовилась к войне и наоборот, как Эр-Рияд к ней не только не был готов, но и особо не готовился.
Саудовская Аравия
В 2015 году, когда над королевством возникла угроза скорого банкротства принц Салман так оценивал устойчивость своего государства и почему он принял решение переходить к ненефтезависимой экономике:
«При расходах на уровне апреля 2015 г. Саудовская Аравия бы «полностью разорилась» в начале 2017 г., хотя МВФ и другие сторонние эксперты говорили тогда, что валютные резервы Саудовской Аравии позволят ей пережить по меньшей мере пять лет низких цен на нефть».
Да, я понимаю, что принц таким образом доказывал необходимость перемен, но все же. Если в 2015 году, когда ЗВР страны составляли примерно 630 млрд. долларов и не было большей части внешних долгов (180 млрд. долларов), МВФ давал КСА пять лет, то сколько он моет дать сегодня? Особенно с учетом во многом провала программы принца Салмана по избавлению зависимости страны от нефтедоходов «до 2020 года».
На дворе как раз этот самый 2020 год, а бюджет королевства все так же критически зависит от нефти и может быть сведен без дефицита только при ее цене в 71$ за барр. (примерно столько же было и в 2015).
В разрезе нефтезависимости в бюджете 2019 года были примерно такие цифры. Из 295 млрд. долларов только 80 млрд. можно было отнести к нефтенезависимым. То есть 73% доходов, как и в 2015 году идут от нефти.
А отсюда мы можем приблизительно прикинуть во что будет ежегодно обходиться нефтяная война саудовскому бюджету (очень грубо, конечно). Итак, упрощаем расчет до минимума (я же предупреждал, что будет очень грубая оценка). При цене в 71 долл.$ за баррель и себестоимости ее добычи в среднем 17$ за барр., эти доходы будут составлять примерно 215 млрд.$, а при 25$ за барр. и той же себестоимости только 22-25 млрд. $. То есть имеется разрыв в 190 млрд. долларов. Скорее всего он будет гораздо меньше, так как КСА экспортирует и бензины, а там «выхлоп» будет поболее. Чем от продажи сырой нефти. Но как ни крути, а 120-130 млрд. долларов в год «вынь да полож».
А ЗВР резервы страны составляют всего 500 млрд. $ (сравните с российскими 570 млрд. $), при уровне госдолга в 180 млрд. $. А отсюда и свободных средств у саудитов на сегодня не так уж и много. Максимум на несколько лет низких цен. Не пяти, как в 2015 году оценивали в МВФ. Намного меньше.
А потом будет катастрофа. Причем, катастрофа в самом, что ни на есть понимании этого слова. Катастрофа с возможным распадом государства, на остатках которого потомки гордых шейхов будут пасти верблюдов, а остатками богатств некогда единой страны будут владеть иностранные кредиторы. И кто-то будет продолжать утверждать, что Саудиты готовились к войне и начали ее при таких начальных условиях? Серьезно? Они, что похожи на самоубийц? Или на идиотов?
Конечно, нет. Да и все действия принца Салмана в тот памятный день 6 марта 2020 года, который он рекомендовал запомнить всем окружающим его на тот момент коллегам из ОПЕК+, говорят о том, что королевство был застигнуто русскими врасплох.
Но то такое, на войне, как на войне.
Любая война, горячая, холодная, экономическая, ментальная, и т.д., идет по одним и тем же правилам. И выигрываем в ней тот, кто лучше к ней подготовился, имел больше ресурсов и … четко и планомерно шел к своей цели.
Данный материал первый в цикле статей, посвященных подготовке к нефтяной войне 2020 года двух главных ее видимых оппонентов - России и Саудовской Аравии. И разобравшись в этом вопросе мы, наконец сможем аргументированно ответить на вопрос, а почему эта война началась, кто ее начал, а самое главное, чем и когда она может закончиться.
И начать разбор я предлагаю с финансовой составляющей вопроса. Ведь на любую войну всегда нужны деньги.
Россия
Давайте для начала посмотрим график доходов бюджета РФ за последние годы:
Что мы видим. Нефтегазовые доходы, как и положено пляшут вокруг цен. А вот ненефтегазовые доходы имеют стабильный и непрерывный рост, причем за исключением кризисных 2014-15 годов, рост значительно опережающий инфляцию.
Да и 2019 год, не попавший на графики был для российских ненефтегазовых доходов рекордным. Из общей суммы доходов в 20,2 трлн. руб. только 7,94 трлн. руб. относятся к нефтегазовому сектору, а 12,26 трлн. руб. к ненефтегазовому (+17,9% по отношению к аналогичному периоду 2018 года). То есть рост экономики, не связанной с нефтью и газом, вернее, доходов с нее, идет опережающими темпами.
И если нефтяная война продолжится, а вариантов на сегодня пока других нет, то в текущем 2020 году доходы от нефти и газа в российском бюджете имеют все шансы упасть ниже 30%, то есть рекорду за все постсоветские годы существования страны.
И в этом просто огромная заслуга нынешнего премьера Дмитрия Мишустина. Ведь, как мы видим по статистике не в следствие роста экономики России, бюджет стал получать такие доходы. Это и есть та работа Мишустина, которую и оценил Путин.
Ведь именно Мишустин сумел не фоне сокращения общего налогового бремени на ненефтегазовую и не сырьевую часть экономики (9-10% от производимого ею ВВП, что много ниже чем по экономике в целом – 18-19%) и во времена стагнации ее роста создать систему администрирования налогов, способную наращивать сборы средств такими темпами. И при этом не давить развитие экономики, работающей в режиме санкций.
Собственно, вот вам и ответ на вопрос, почему именно Мишустина Путин поставил на столь ответственный пост буквально в самый канун начала мирового кризиса, дату которого он, конечно должен был приблизительно знать.
Итак, подводим итоги. Экономика России в 2020 году зависеть от нефти и газа будет только на треть. При этом удержание ее на нужном курсе обойдется ЗВР в сумму примерно в 100-120 млрд. долларов по самому неблагоприятному сценарию. То есть резервов ей хватит лет на пять. А скорее всего на больше, так как рост доходов в не нефтегазовом секторе в процентном отношении будет только увеличиваться.
При этом надо взять поправку на мировой кризис, но в целом ситуация - более менее, понятная.
А теперь, когда мы с вами разобрались с российским бюджетом и к тому, как Москва подготовилась к войне и наоборот, как Эр-Рияд к ней не только не был готов, но и особо не готовился.
Саудовская Аравия
В 2015 году, когда над королевством возникла угроза скорого банкротства принц Салман так оценивал устойчивость своего государства и почему он принял решение переходить к ненефтезависимой экономике:
«При расходах на уровне апреля 2015 г. Саудовская Аравия бы «полностью разорилась» в начале 2017 г., хотя МВФ и другие сторонние эксперты говорили тогда, что валютные резервы Саудовской Аравии позволят ей пережить по меньшей мере пять лет низких цен на нефть».
Да, я понимаю, что принц таким образом доказывал необходимость перемен, но все же. Если в 2015 году, когда ЗВР страны составляли примерно 630 млрд. долларов и не было большей части внешних долгов (180 млрд. долларов), МВФ давал КСА пять лет, то сколько он моет дать сегодня? Особенно с учетом во многом провала программы принца Салмана по избавлению зависимости страны от нефтедоходов «до 2020 года».
На дворе как раз этот самый 2020 год, а бюджет королевства все так же критически зависит от нефти и может быть сведен без дефицита только при ее цене в 71$ за барр. (примерно столько же было и в 2015).
В разрезе нефтезависимости в бюджете 2019 года были примерно такие цифры. Из 295 млрд. долларов только 80 млрд. можно было отнести к нефтенезависимым. То есть 73% доходов, как и в 2015 году идут от нефти.
А отсюда мы можем приблизительно прикинуть во что будет ежегодно обходиться нефтяная война саудовскому бюджету (очень грубо, конечно). Итак, упрощаем расчет до минимума (я же предупреждал, что будет очень грубая оценка). При цене в 71 долл.$ за баррель и себестоимости ее добычи в среднем 17$ за барр., эти доходы будут составлять примерно 215 млрд.$, а при 25$ за барр. и той же себестоимости только 22-25 млрд. $. То есть имеется разрыв в 190 млрд. долларов. Скорее всего он будет гораздо меньше, так как КСА экспортирует и бензины, а там «выхлоп» будет поболее. Чем от продажи сырой нефти. Но как ни крути, а 120-130 млрд. долларов в год «вынь да полож».
А ЗВР резервы страны составляют всего 500 млрд. $ (сравните с российскими 570 млрд. $), при уровне госдолга в 180 млрд. $. А отсюда и свободных средств у саудитов на сегодня не так уж и много. Максимум на несколько лет низких цен. Не пяти, как в 2015 году оценивали в МВФ. Намного меньше.
А потом будет катастрофа. Причем, катастрофа в самом, что ни на есть понимании этого слова. Катастрофа с возможным распадом государства, на остатках которого потомки гордых шейхов будут пасти верблюдов, а остатками богатств некогда единой страны будут владеть иностранные кредиторы. И кто-то будет продолжать утверждать, что Саудиты готовились к войне и начали ее при таких начальных условиях? Серьезно? Они, что похожи на самоубийц? Или на идиотов?
Конечно, нет. Да и все действия принца Салмана в тот памятный день 6 марта 2020 года, который он рекомендовал запомнить всем окружающим его на тот момент коллегам из ОПЕК+, говорят о том, что королевство был застигнуто русскими врасплох.
Но то такое, на войне, как на войне.