Католическая церковь – двигатель протестов в Беларуси
22.08.2020 17:11
Сейчас многие говорят о роли разных стран в белорусских протестах, но куда более значимым является фактор деятельности Католической церкви как в Беларуси, так и за ее пределами. Именно “святые отцы” под видом проповедников, пользуясь особым статусом в обществе, активнейшим образом взаимодействуют с протестующими, разжигают нетерпимость в обществе и ненависть к властям, пишет cont.ws.
Давайте по порядку разбираться, как развивалась ситуация и какие перспективы.
Еще задолго до выборов именно деятели из католической среды начали активнейшую деятельность, целью которой являлось поддержать и объединить тех, кто был враждебно настроен по отношению к Лукашенко, и подавить тех, кто его поддерживал.
В рамках такой деятельности Артем Ткачук в начале июля текущего года запустил акцию “Католик не фальсифицирует”.
Идея состояла в том, что католики должны включиться в борьбу с фальсификациями на выборах. Когда я услышал об этом, а также о том, что католические иерархи призвали к молитвам за честные выборы, то сразу написал у себя на Фейсбуке, что дело идет к майдану, поскольку аналогичные действия уже отрабатывались в рамках УГКЦ в 2004 году перед Майданом. Идея этих акций состоит именно в нагнетании состояния людей перед выборами, а целью является возможность последующей манипуляции настроениями людей. Ведь во все времена и во всех странах можно найти нарушения на выборах. Где-то это больше проявляется, где-то меньше, но есть почти везде. И такое нагнетание перед выборами – это инструмент, чтобы довести людей до состояния повышенных ожиданий, а потом указать людям на нарушения и сказать: вот, мы все это время молились против нарушений, и теперь мы с этим смириться не можем. После чего можно непосредственно направлять негатив людей в нужное русло.
Говорят ли эти действия католических иерархов и активистов о честности и порядочности? Сомневаюсь. Когда униаты в 2004 году перед Майданом начали молитвы за честные выборы – это выглядело как фарс и комедия. За два года до этого в рамках предвыборной кампании Виктор Ющенко посетил во Львове главу УГКЦ Любомира Гузара. А уже через два дня после приезда Ющенко к руководству униатов во Львов, глава львовского областного отделения Избиркома Украины Роман Кошовый был вынужден сделать заявление по поводу священников, которые открыто агитировали в поддержку кандидатов на выборах непосредственно во время богослужений. Он заявил, что знает о множестве таких случаев. Как сообщается на сайте РИСУ, “по словам Кошового, такая агитация обходится от 60 до 300 долларов США.
Сначала глава униатов американец Гузар пытался отрицать такие заявления, указывать, что все это клевета желтой прессы и т.д. Но когда выборы закончились, а люди, оплатившие услуги священников, получили статус депутатов, то закончился и этот фарс: под давлением фактов глава униатов признал, что его священники участвовали в коррупционных махинациях и использовали статус священников для торговли политическими услугами, извинился перед избирателями и заявил что он будет разбираться с такими случаями и накажет виновных. Естественно, никаких заявлений о том, чтобы лишить таких депутатов мандата избранника народа речи не шло, и ни об одном случае наказания продажных священников потом не упоминалось.
Точно так же и в Беларуси: вся эта деятельность не была аполитичной и бескорыстной. Например, можно увидеть, что все тот же Артем Ткачук, который стартовал акцию “Католик не фальсифицирует”, являлся доверенным лицом в избирательной кампании кандидата в президенты Виктора Бабарико и проводил соответствующую политическую пропаганду.
Но и этом не закончилось. У него же на странице можно найти записи, как еще до выборов развивалась травля даже против клириков, которые хоть немного позитивно отзывались о власти Лукашенко. Все это тут же получало форму, что “некоторые священники говорят правду, а некоторые – ложь”.
Конечно, упоминал проживающий в Польше Ткачук и о том, что оппозиция еще до выборов начала обещать католикам разные подачки, которые были интересны как для иерархии, так и для простых верующих.
Ягодки начали проявляться после выборов. Брестская газета указывает: “Брестский греко-католический священник Игорь Кондратьев, пожалуй, один из самых узнаваемых участников протестов в нашем городе. Высокий, одетый в черную рясу, он каждый день после 9 августа выходит поддержать людей на митингах, девушек в цепях солидарности и тех, кто дожидается своих близких у СИЗО… “Я глубоко убежден, что обманывать нельзя. А обманывать на выборах – страшенный грех, – говорит собеседник. – Это нарушение минимум двух заповедей”… Всю неделю после выборов священник каждый день с раннего утра до позднего вечера ходил по Советской, по проспекту Машерова, встречал разных людей, милиционеров, омоновцев, пытался с ними говорить”.
Но, может это просто единственный случай, когда клирик решил принять участие в протестах и пытался деморализовать силовиков? Увы, это по сути позиция огромного множества клириков Католической церкви, которые не только поддержали протесты, но уже сейчас ведут себя как лидеры протестов. Вот, например, уже 9 августа клирики начали укрывать протестующих в храмах Гродно. При этом указывалось, что для защиты протестующих были открыты храмы также и в Минске.
В тот же день двое клириков в Барановичах, которые присутствовали в светской одежде на митингах, среди прочих попали в следственный изолятор. Примечательно, что несмотря на то, что они ничем не отличались от других, указывается, что никаких повреждений они не получили, хотя оппозиция упорно рассказывает, что полиция жестоко избивала всех, кто попадался под руку. После того как они были освобождены 16 августа, епископ РКЦ Александр Яшевский заявил, что священники имеют право быть со своим народом.
11 августа появилось фото с подписью, что католические клирики находились с протестующими, но даже не с целью чтобы защитить их от насилия, а именно с целью реализации протеста – когда без всякого насилия ОМОН попросил прекратить несанкционированный митинг, клирики отказались, понимая, что это откровенная провокация и в случае применения насилия к клирикам, это вызовет всплеск негодования в обществе.
Подогревая настроения протестующих, епископ РКЦ Олег Буткевич 12 августа сделал заявление, выступая против насилия, и тут же заявил о “не совсем правильном подсчете голосов” на президентских выборах, чем, естественно, поддержал протестные настроения среди митингующих.
В г. Лида 12 августа акция протеста проводилась именно возле католического храма при участии клириков. 13 августа ситуация в Витебске: сначала возле храма проходил митинг с пением песен и молитв, клирики раздавали белые шарики, а потом, когда подъехали силовики, клирики тут же укрыли всех в храме. Молодечно – опять протесты верующих возле костела. Клирики ездили поддерживать протестующих в разные населенные пункты, чтобы поддержать их.
14 августа на официальной странице УГКЦ появилось сообщение, где публиковалось фото протестующих и сообщение, что глава униатов «поддерживает народ Беларуси». 16 августа Конференция католических епископов Украины под руководством польского епископа Мечислава Мокшицкого “выразила слова поддержки и молитвенного единства с белорусским народом”.
16 августа в Лиде протестующие изначально собирались непосредственно возле католического храма (церковь Воздвижения Честного Креста), а потом толпа пошла городом, и опять же ее возглавляли все те же клирики. Нужно отметить, что возле храма были также озвучены требования: увольнение с должностей значительно числа министров, после чего другой ведущий заявил, что нужно начинать страйк. В тот же день униатский клирик возглавлял колонну протестующих вместе с римско-католическим клириком Вячеславом Бароком. Естественно, это подавалось как шествие с молитвой за Беларусь, но при этом клирики рассказывали собравшимся, что сейчас происходит борьба добра со злом – эдакий белорусский апокалипсис, что выборы были не честными и т.д. То есть под видом молитв провели соответствующую политическую пропаганду, манипулируя для этого религиозными чувствами верующих.
Вместе с тем, чтобы эта бурная деятельность католиков не бросалась в глаза, они провели несколько экуменических молебнов. В какой-то мере им даже удалось вовлечь православных в свою деятельность. Например, в Гродно, который находится на границе с Польшей, в поддержку протестующих выступил даже православный епископ. Хотя, судя по всему, за пределами гродненской епархии такие настроения среди православных являются редкостью. И это не потому что клирики не сочувствуют пострадавшим протестующим или пострадавшим силовикам во время столкновений – просто менталитету православных клириков, как правило, чуждо участие в протестных движениях.
Конечно, все эти разговоры о достоинстве и миролюбии вызывают лишь удивление той глубине цинизма, лукавства и манипуляции со стороны проповедников Евангелия, в котором написано, что отцом лжи является сатана. Ведь всем известно, что с первых дней протестов митингующие проявляли агрессию по отношению к силовикам: в сотрудников полиции летели камни, палки, на них совершались автомобильные наезды. В видеоматериале, который опубликован пресс-службой белорусского МВД отображена лишь небольшая часть того, что происходило на улицах.
Естественно, что силовики называют этих людей преступниками, а оппозиционеры пытаются говорить, что все это белые и пушистые политзаключенные. При этом некоторые из задержанных вызывают вполне естественную реакцию. Например, пресс-служба МВД Беларуси опубликовала видео, где говорится о задержанном, в телефоне которого находилась переписка перед протестами. В этой переписке указывалось, что у него есть опыт участия в Майдане в Украине, он готов при потребности стоять в первых рядах. МВД обнародовала в этом видео фотографии, которые свидетельствуют об участии этого человека в Майдане в Украине и в протестах в Беларуси, где он действительно в первых рядах протестующих, проявляющих агрессию. А далее в том же видео показано совместное фото с Марией Колесниковой, координатором штаба все того же Виктора Бабарико, в поддержку которого работал Ткачук – инициатор акции “католик не фальсифицирует”. Не менее интересно, что этот человек в переписке указывает, что лично знаком с Павлом Северинцем – оппозиционером из католической среды.
Безусловно, полиция публикует эти видео не только для того, чтобы рядовые граждане осмыслили, что на протестах были отнюдь не все с мирными намерениями, но и для того, чтобы представители оппозиции сами осудили радикализм некоторой части участников акций. Какова же реакция католических клириков на подобные заявления?
По отношению же к властям они четко выстроили линию, что им не нужны ни извинения, ни разбирательства – нужна смена власти и репрессии против инакомыслящих. Причем выражается все это в весьма брутальной форме. Далее хотелось бы отметить, что если до выборов шла травля инакомыслящих в интернете простых обывателей и клириков, то теперь представители Католической церкви переключились на чиновников и силовиков. Например, клирики делают репосты записей, где призывается совершить “народный трибунал” над чиновниками, попросту говоря, совершить расправу.
Некоторые клирики репостят записи, где публикуются домашние адреса и номера телефонов силовиков и обвинения в том, что они якобы причастны к противоправным действиям, и подписи в стиле “пусть каждый решает, что с этим делать” или “вы знаете, что с этим делать”.
Подчеркну, это делает не какой-то рядовой верующий или радикал с улицы, а католический священник. И, естественно, никаких реальных фактов причастности данных людей к каким-либо преступлением не приводится. Делается все это для того, чтобы, с одной стороны, развить ненависть к силовикам среди верующих, а с другой – это вполне конкретное подстрекательство к тому, чтобы чужими руками терроризировать этих людей и их семьи. Причем, когда в комментариях этого клирика спрашивают, с какой целью он это делает, он говорит о трибунале, и что якобы насилие, проявленное отдельными силовиками, оправдывает его поступки.
Во всем этом деле нужно отметить, что многие клирики Римско-католической церкви являются именно поляками. А клирики униатской церкви в Беларуси получают священство на Украине от иерархов УГКЦ, а образование часто получают в Польше. Именно такая ситуация происходила и с клириком Андреем Буйничем, о котором упоминалось выше, и который публично обратился в деле протестов за помощью к полякам.
Что же касается Украины, то огромное множество клириков, иерархов и активистов РКЦ и УГКЦ включились в этот процесс самым активным образом. Вот, например, директор католического портала Credo Николай Мышовский, который активнейшим образом участвовал в Майдане 2013 года, пишет о том, что солидаризируется с белорусами и надеется, что пар в Белоруссии таки “не выйдет в свисток”. Еще за месяц до начала Майдана в Украине униатский клирик Петр Бурак призвал радикалов с оружием в руках захватывать власть в стране, что они впоследствии и начали реализовывать.
Судя по всему, использование радикалов из других стран – это отнюдь не версия, оторванная от реальности. После того, как на площадях и улицах Белоруссии радикалов сменили мирные протестующие, которые подчеркнуто одеваются в белое и ходят с шариками и цветами, запал протестов все равно гаснет. Во время последнего крупного митинга в Минске навряд ли было более 100 тысяч участников, при том, что в Минске население приближается к двум миллионам человек. То есть на протесты вышло менее 5% населения, в то время как лидеры оппозиции пытаются убеждать всех, что за Тихановскую голосовали почти все. Ввиду того, что участники акций отказываются ходить на работу и т.д., многих из них кризис финансовый или давление родственников вскоре вынудят вернуться к работе и оставить протесты. А значит, если не будет каких-то дополнительных провокаций, протестное движение будет мельчать и превращаться в маргинальное движение. Ввиду этого люди, работающие с протестной массой из Польши, уже указывают на то, что, вероятно, протест перерастет в силовое противостояние и уже сейчас к этому надо готовиться. Такого рода текст, например, разместила у себя 19 августа Ната Радина – главный редактор Хартия’97, информационного ресурса, который работает с белорусской аудиторией из Польши.
В этих условиях 19 августа президент Беларуси Александр Лукашенко распорядился усилить границы.