Во время Гражданской Войны в России, практически все народы были разделены идеологическими противоречиями, вставали на сторону красных, белых или других "цветных" сил. Брат шел на брата, сын – на отца. И есть только один народ, который однозначно и почти полностью поддержал Белое движение.
Этот народ – калмыки.
В революционном 1917-м году калмыками была предпринята попытка административного объединения всего калмыцкого народа под знаменем единого калмыцкого казачества - в составе Астраханского казачьего войска. Главой этого объединения должен был стать полковник Данзан Тундутов, адъютант Верховного Главнокомандующего на германском фронте, а с 1915 года – адъютант командующего Кавказским фронтом Великого князя Николая Николаевича.
После Февральской революции Тундутов прибыл на родину и вместе с калмыцким учёным и просветителем Номто Очировым разработал проект объединения народа на землях бывшего Калмыцкого ханства, упразднённого в екатерининскую эпоху.
При царской власти калмыцкий народ не имел собственной автономии и был административно разделённым. Одна часть Калмыцкой степи входила в состав Астраханской губернии, другая – Ставропольской, третья была в составе Области войска Донского.
Калмыцкие кавалерийские части имелись в разных казачьих войсках – Астраханском, Оренбургском, Терском, Моздокском.
28 июля 1917 года в Новочеркасске прошло совещание Союза казачьих войск - при участии калмыков. На нём и было принято решение о принятии всех калмыков в казачество. С началом Гражданской Войны, почти все калмыки, способные носить оружие, в составе казачества поддержали Белое движение. Их кавалерия (особенно из числа калмыков – жителей Области войска Донского) активно участвовала во всех операциях ВСЮР на Юге России и Северном Кавказе.
В составе армий Деникина и Краснова к началу 1919 года действовало пять полновесных национальных калмыцких полков, состоящих исключительно из лиц этой национальности. Кроме того, существенный процент калмыков был ещё в пяти Донских казачьих полках, укомплектованных в Сальском округе.
Полноправными лидерами Белого движения Юга России стало сразу четверо калмыков - Данзан Тундутов, Бадьма Уланов, Абуша Алексеев, Азман Батырев.
Попытка создания красной Калмыцкой кавалерийской дивизии на стороне большевиков провалилась – добровольцев для неё нашлось очень мало, а мобилизованные «добровольно-принудительно» при первом удобном случае дезертировали или переходили к белым.
Но в 1919 году атаман Тундутов вступил в конфликт с Деникиным и был вынужден уйти в отставку. А в апреле 1923 года Данзана Тундутова арестовали. Позже – через несколько месяцев – его расстреляют, а реабилитируют только в 1993 году.
Остальные лидеры Калмыцкого воинства эмигрировали из Крыма вместе с Белой армии. В СССР они так и не вернулись.
Те, кто не смог эмигрировать, подверглись репрессиям со стороны советской власти. Всего за годы гражданской войны погибло 55 тыс. калмыков – около четверти (!) всего калмыцкого народа. В процентном отношении ни один народ России не дал Белой армии больше воинов, чем калмыцкий.
Так почему же калмыки так рьяно заняли сторону белых?