Советские самолеты-разведчики МиГ-25Р были уникальными - в том числе и потому, что заправляли их чистейшим спиртом. В результате вокруг этих базировавшихся в группе советских войск в Германии крылатых машин сложилась целая субкультура, а 60-градусная жидкость заменила собой обычную валюту. Автор этих строк прочувствовал на себе "спиртовой флер" военной авиации СССР.
Генерал из политотдела 16-й воздушной армии посмотрел мои документы и благожелательно сказал: «Значит, училище с отличием закончил. Это хорошо. Ну, тогда поедешь служить в передовой наш авиаполк». Так я, лейтенант, выпускник авиационного политучилища, попал служить в самый, пожалуй, известный авиационный гарнизон военно-воздушных сил Группы советских войск в Германии – в Вернойхен. Тогда я еще и не догадывался, чем он знаменит в ГСВГ.
На аэродроме, который располагался примерно в 30 километрах от Восточного Берлина, базировался гвардейский отдельный разведывательный авиаполк. Его летчики нередко получали боевые ордена в мирное время. Например, за то, что привезенные из полета фотоснимки помогли вскрыть базу подлодок США или новые позиции американских ракет.
Удавалось это сделать, благодаря уникальным самолетам-разведчикам МиГ-25Р, которые забирались в стратосферу и могли, летя вдоль границы с ФРГ или над нейтральными водами, просматривать почти всю территорию Западной Германии, ну, или почти всю. При этом самолеты разгонялись порой до двух Махов – до скорости, в два раза больше скорости звука.
Однако известность в ГСВГ авиагородок Вернойхен приобрел, конечно, не геройскими полетами летчиков, о которых, кстати, особо не распространялись. Дело в особенностях авиационного оборудования МиГ-25Р. Перед полетами на запредельную высоту и на сверхзвук в каждый самолет, помимо керосина, заливали литров 60 чистейшего медицинского спирта и еще 350 литров 60-градусной водно-спиртовой смеси. Разбавленный этанол был необходим для антиобледенительной системы и системы охлаждения, а чистый спирт – для радилокационных прицелов и электроники.
За это необыкновенное качество самолет МиГ-25Р как только не называли. И «поилец», и «летающий гастроном», и «дойная корова».
Естественно, после полета десятки литров неизрасходованной ценной жидкости с каждого самолета сливалось, расфасовывалось в самую различную тару и тут же превращалось в универсальную валюту. Хватало, как правило, всем. Летчикам обычно доставался ректификат, а инженерам и технарям – разбавленный спирт, с легким запахом резиновых герметиков.
Особым почетом пользовался начальник службы горюче-смазочных материалов (ГСМ) отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения. На его складе хранились тонны спирта. Должность у него была капитанская. Но по статусу, он, пожалуй, был не ниже какого-нибудь обычного подполковника. Хоть и рисковал сильно.
Как удавалось никому никогда не попасться на перерасходе ГСМ – большой секрет, о котором можно только догадываться. Наверное, в общении с инспекторами выручала та же самая валюта.
60-градусная жидкость получила красивое название крымского вина «Массандра». В военном фольклоре название превратили в аббревиатуру, которую расшифровывали так: «Микоян Артем Славный Сын Армянского Народа Дарит Радость Авиаторам». Известны и другие варианты. Например, «Микоян Авиацию Сердечно Снабдил Алкоголем — Народ Доволен Работой Авиаконструктора».
Об объемах циркуляции в городке Вернойхен спиртового богатства можно было только догадываться. Например, когда сосед по общежитию, прапорщик из инженерно-авиационной службы освобождал от навесного замка и распахивал огромный, под потолок, шкаф, то можно было видеть нескончаемые ряды трехлитровых бутылей с мутноватой «Массандрой» и строй металлических десятилитровых канистр.
Рассказывали, что кому-то не хватило дома тары, и он какое-то время использовал для хранения ценной жидкости ванну.
Генерал из политотдела 16-й воздушной армии посмотрел мои документы и благожелательно сказал: «Значит, училище с отличием закончил. Это хорошо. Ну, тогда поедешь служить в передовой наш авиаполк». Так я, лейтенант, выпускник авиационного политучилища, попал служить в самый, пожалуй, известный авиационный гарнизон военно-воздушных сил Группы советских войск в Германии – в Вернойхен. Тогда я еще и не догадывался, чем он знаменит в ГСВГ.
На аэродроме, который располагался примерно в 30 километрах от Восточного Берлина, базировался гвардейский отдельный разведывательный авиаполк. Его летчики нередко получали боевые ордена в мирное время. Например, за то, что привезенные из полета фотоснимки помогли вскрыть базу подлодок США или новые позиции американских ракет.
Удавалось это сделать, благодаря уникальным самолетам-разведчикам МиГ-25Р, которые забирались в стратосферу и могли, летя вдоль границы с ФРГ или над нейтральными водами, просматривать почти всю территорию Западной Германии, ну, или почти всю. При этом самолеты разгонялись порой до двух Махов – до скорости, в два раза больше скорости звука.
Однако известность в ГСВГ авиагородок Вернойхен приобрел, конечно, не геройскими полетами летчиков, о которых, кстати, особо не распространялись. Дело в особенностях авиационного оборудования МиГ-25Р. Перед полетами на запредельную высоту и на сверхзвук в каждый самолет, помимо керосина, заливали литров 60 чистейшего медицинского спирта и еще 350 литров 60-градусной водно-спиртовой смеси. Разбавленный этанол был необходим для антиобледенительной системы и системы охлаждения, а чистый спирт – для радилокационных прицелов и электроники.
За это необыкновенное качество самолет МиГ-25Р как только не называли. И «поилец», и «летающий гастроном», и «дойная корова».
Естественно, после полета десятки литров неизрасходованной ценной жидкости с каждого самолета сливалось, расфасовывалось в самую различную тару и тут же превращалось в универсальную валюту. Хватало, как правило, всем. Летчикам обычно доставался ректификат, а инженерам и технарям – разбавленный спирт, с легким запахом резиновых герметиков.
Особым почетом пользовался начальник службы горюче-смазочных материалов (ГСМ) отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения. На его складе хранились тонны спирта. Должность у него была капитанская. Но по статусу, он, пожалуй, был не ниже какого-нибудь обычного подполковника. Хоть и рисковал сильно.
Как удавалось никому никогда не попасться на перерасходе ГСМ – большой секрет, о котором можно только догадываться. Наверное, в общении с инспекторами выручала та же самая валюта.
60-градусная жидкость получила красивое название крымского вина «Массандра». В военном фольклоре название превратили в аббревиатуру, которую расшифровывали так: «Микоян Артем Славный Сын Армянского Народа Дарит Радость Авиаторам». Известны и другие варианты. Например, «Микоян Авиацию Сердечно Снабдил Алкоголем — Народ Доволен Работой Авиаконструктора».
Об объемах циркуляции в городке Вернойхен спиртового богатства можно было только догадываться. Например, когда сосед по общежитию, прапорщик из инженерно-авиационной службы освобождал от навесного замка и распахивал огромный, под потолок, шкаф, то можно было видеть нескончаемые ряды трехлитровых бутылей с мутноватой «Массандрой» и строй металлических десятилитровых канистр.
Рассказывали, что кому-то не хватило дома тары, и он какое-то время использовал для хранения ценной жидкости ванну.