Обозреватели влиятельного американского издания The Wall Street Jouгnal подсчитали реальный размер госдолга США и получили шокирующую цифру, превышающую 100 трлн долл.
По состоянию на начало 2023 года Вашингтон официально задолжал чуть более 31 трлн долл. Крупнейшим кредитором является федеральная резервная система (ФРС), выполняющая роль центрального банка. Именно эта структура «печатает» деньги и скупает на них облигации американского казначейства, на ее долю приходится около 40% от всего госдолга. Иностранным инвесторам принадлежит примерно 25% долгов США, в тройку крупнейших входят Япония (1,2 трлн долл.), Китай (0,994 трлн долл.) и Великобритания (0,65 трлн долл.). Оставшимися 35% долгов владеют корпорации и физические лица.
30 пишем, 100 в уме
Но журналисты WSJ не удовлетворились общими сведениями и въедливо разобрались в очередном отчете Минфина США. И обнаружили, что совокупный долг правительства США включают в себя лишь обязательства по казначейским ценным бумагам — векселям и облигациям — суммарно и составляющим те самые 31 трлн долл. Но при этом не учитываются гигантские государственные социальные обязательства, уже заложенные в расходные статьи федеральных бюджетов будущих периодов. А между тем чистые расходы на программы социального обеспечения типа Medicare, Medicaid и других составляют 70 трлн долл. Это и пенсионные платежи, и помощь малоимущим, и пособия по безработице, и выплаты беженцам и мигрантам, и платежи по медицинским страховкам и многое прочее. Эти деньги в любом случае необходимо будет выплатить, и журналисты WSJ вполне справедливо отнесли их в категорию «государственных обязательств». Сплюсовав долги казначейства (31 трлн долл.) и уже взятые социальные обязательства (70 трлн долл.), авторы разгромной статьи и получили астрономическую сумму, превышающую 100 трлн долл., которую правительство США в той или иной форме должно выплатить собственным гражданам, корпорациям и иностранным инвесторам.
Единственным разумным выходом, по версии WSJ, является опубличивание реального, а не «уменьшенного для красоты и начальственного удобства» размера госдолга, жесткий контроль Минфина над всеми обязательствами федерального правительства, сокращение расходов и привлечение к ответственности «транжир из конгресса, которые вместе с чиновниками легко раздают подачки и гранты».
«Считать госдолг можно по-разному, — поясняет завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. — Иногда расширенные бюджетные обязательства государства считают с учетом социальных расходов. Но в США у официального госдолга и государственных социальных обязательств разные источники финансирования. Пенсии, пособия, страховки выплачиваются не только за счет взносов работодателей, но благодаря доходам, полученным от управления активами фондов. Например, пенсионный фонд США располагает активами на 4 трлн долл., и прибыль, которую они приносят, направляется на софинансирование пенсионных выплат.
Поэтому журналистская попытка объединить все обязательства государства интересна, цифра в 100 трлн долл. сама по себе привлекает внимание, но в ближайшее время это не будет являться проблемой. У фондов социального обеспечения есть ясные источники финансирования, в рамках той же программы Medicare не выпускается долговых обязательств, и объединять их с госдолгом, выраженных в казначейских облигациях, с этой точки зрения, не совсем корректно.
В США немного другая проблема — с ростом ставок обслуживание долга становится дороже, а социальные фонды постепенно “проедают” активы под своим управлением, и по расчетам, к 2034 году американский пенсионный фонд окажется пуст. И может так случиться, что им придется на фоне растущих расходов по выплате долгов проводить еще и какую-то пенсионную реформу. Но это отдаленная перспектива, в ближайшее время совокупные обязательства даже в 100 трлн долл. большими потрясениями не грозят».
По состоянию на начало 2023 года Вашингтон официально задолжал чуть более 31 трлн долл. Крупнейшим кредитором является федеральная резервная система (ФРС), выполняющая роль центрального банка. Именно эта структура «печатает» деньги и скупает на них облигации американского казначейства, на ее долю приходится около 40% от всего госдолга. Иностранным инвесторам принадлежит примерно 25% долгов США, в тройку крупнейших входят Япония (1,2 трлн долл.), Китай (0,994 трлн долл.) и Великобритания (0,65 трлн долл.). Оставшимися 35% долгов владеют корпорации и физические лица.
30 пишем, 100 в уме
Но журналисты WSJ не удовлетворились общими сведениями и въедливо разобрались в очередном отчете Минфина США. И обнаружили, что совокупный долг правительства США включают в себя лишь обязательства по казначейским ценным бумагам — векселям и облигациям — суммарно и составляющим те самые 31 трлн долл. Но при этом не учитываются гигантские государственные социальные обязательства, уже заложенные в расходные статьи федеральных бюджетов будущих периодов. А между тем чистые расходы на программы социального обеспечения типа Medicare, Medicaid и других составляют 70 трлн долл. Это и пенсионные платежи, и помощь малоимущим, и пособия по безработице, и выплаты беженцам и мигрантам, и платежи по медицинским страховкам и многое прочее. Эти деньги в любом случае необходимо будет выплатить, и журналисты WSJ вполне справедливо отнесли их в категорию «государственных обязательств». Сплюсовав долги казначейства (31 трлн долл.) и уже взятые социальные обязательства (70 трлн долл.), авторы разгромной статьи и получили астрономическую сумму, превышающую 100 трлн долл., которую правительство США в той или иной форме должно выплатить собственным гражданам, корпорациям и иностранным инвесторам.
Единственным разумным выходом, по версии WSJ, является опубличивание реального, а не «уменьшенного для красоты и начальственного удобства» размера госдолга, жесткий контроль Минфина над всеми обязательствами федерального правительства, сокращение расходов и привлечение к ответственности «транжир из конгресса, которые вместе с чиновниками легко раздают подачки и гранты».
«Считать госдолг можно по-разному, — поясняет завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. — Иногда расширенные бюджетные обязательства государства считают с учетом социальных расходов. Но в США у официального госдолга и государственных социальных обязательств разные источники финансирования. Пенсии, пособия, страховки выплачиваются не только за счет взносов работодателей, но благодаря доходам, полученным от управления активами фондов. Например, пенсионный фонд США располагает активами на 4 трлн долл., и прибыль, которую они приносят, направляется на софинансирование пенсионных выплат.
Поэтому журналистская попытка объединить все обязательства государства интересна, цифра в 100 трлн долл. сама по себе привлекает внимание, но в ближайшее время это не будет являться проблемой. У фондов социального обеспечения есть ясные источники финансирования, в рамках той же программы Medicare не выпускается долговых обязательств, и объединять их с госдолгом, выраженных в казначейских облигациях, с этой точки зрения, не совсем корректно.
В США немного другая проблема — с ростом ставок обслуживание долга становится дороже, а социальные фонды постепенно “проедают” активы под своим управлением, и по расчетам, к 2034 году американский пенсионный фонд окажется пуст. И может так случиться, что им придется на фоне растущих расходов по выплате долгов проводить еще и какую-то пенсионную реформу. Но это отдаленная перспектива, в ближайшее время совокупные обязательства даже в 100 трлн долл. большими потрясениями не грозят».