Германию не спасти.
Майский экспорт ФРГ в Россию оказался на 34,4 процента ниже, чем в прошлом году, а импорт из нашей страны рухнул аж на 92,6. За январь — май немецкий экспорт в Россию сократился на 42,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а импорт от нас — на 88,4. При этом торговый оборот между двумя странами продолжает последовательно падать: по сравнению с апрелем майский показатель экспорта просел на 7,4 процента, а импорт — на 17,3.
Правда, впечатляющие результаты непоколебимой решительности Берлина разорвать сотрудничество с Москвой оказались несколько смазанны, поскольку на них наложились другие экономические новости, обнародованные за последние дни.
Экономисты и СМИ бьют тревогу: Германия вошла в период стагнации, которая обещает быть длительной.
Индекс деловой активности PMI зафиксировал самые быстрые за три года темпы сокращения производственного сектора при падении как объемов производства, так и новых заказов. Президент германской Торгово-промышленной палаты прямо заявил, что экономика страны находится в рецессии, причем ФРГ является «одной из немногих стран в Европе, чей уровень производства снова ниже докоронавирусного уровня» — и признаков подъема не наблюдается. К тому же в прошлом году зафиксирован рекордный отток капитала из Германии в размере 125 миллиардов евро (132 миллиарда долларов).
Для полноты картины стоит добавить, что страна в первом полугодии резко нарастила закупки электроэнергии, превратившись в этой сфере из экспортера в импортера. По сведениям издания Bild, поставки электроэнергии из-за рубежа покрыли 43 процента национальных потребностей. Правда, специалисты полагают, что на этот раз дело не в России, а в отказе Германии от атомной энергетики и в закрытии АЭС.
Впрочем, власти и мейнстримные медиа не унывают. Их позиция незамысловата: Германии предрекали стремительный крах от разрыва экономического сотрудничества с Россией, но этого не произошло. Страна относительно спокойно прошла зиму, вокруг которой нагнеталось столько паники. Экономика адаптируется к новым условиям. Бундесбанк даже улучшил прогноз по динамике ВВП. По его оценкам, в этом году экономика сократится на 0,3 процента, а не на ожидавшиеся ранее 0,5. В следующие два года им даже предполагается небольшой рост, пусть и несколько меньший, чем по предыдущим расчетам.
Правда, оптимистичному взгляду на будущее Германии, успешно освободившейся от удушающих объятий Москвы, мешают новости из сферы политики. На первые полосы немецких СМИ вновь вышла внесистемная и нерукопожатная партия «Альтернатива для Германии», которая стремительно наращивает собственную популярность и уже пополнила свои успехи первой победой на местных выборах. Выражают беспокойство и правоохранители, по мнению которых в стране возможны беспорядки, аналогичные французским. Особо примечательны причины такого положения вещей: с одной стороны, по их оценкам, в обществе «растет неприятие демократии, государства и государственной власти», а с другой, «все большему числу людей становятся доступны только предметы первой необходимости».
Однако было бы ошибкой думать, что вот теперь Германию, а за ней и весь ЕС ждет катастрофическое крушение. В каком-то смысле Европу ожидает даже худшее будущее, что может себе представить большинство людей.
Такие большие развитые и богатые системы обладают феноменальным запасом прочности и инерции. Достаточно вспомнить пример Евромайдана, когда в 2014 году было полно предсказаний о стремительном крахе Украины, ее экономики и социальной сферы в считанные месяцы из-за разрыва с Россией. А ведь это была сильно деградировавшая за постсоветский период страна. Германия же (да и Западная Европа в целом) находится на порядок в лучших условиях, так что ждать ее неконтролируемого обрушения не стоит.
Вот только то, что мы наблюдаем, — создание энергетического дефицита (а если не хватает энергии, то нет и не может быть экономического развития), сжатие производственного сектора, бегство капитала, «раскулачивание» собственного населения, отработка новых технологий подавления общественного недовольства и так далее — выглядит осознанным и целенаправленным демонтажем Германии как самой богатой и развитой части Европы. Причем совокупность процессов не оставляет места сомнениям — не просто выглядит, а является таковым на самом деле.
Не так уж и важно, кто и почему стоит за этим, хотя интересы США тут очевидны. Важнее иное: Германия делает это, уничтожает себя сама — руками собственных элит, а у общества, очевидно, нет сил, инструментов и достаточной мотивации, чтобы противостоять изощренному национальному самоубийству.
И помощь со стороны тут невозможна. А значит, остается только предоставить немцев — как и всех европейцев — их судьбе. Что Россия и сделала.