Американские и израильские беспилотники становятся все более уязвимыми для атак проиранских боевиков
Большие БПЛА с неподвижным крылом, известные как средневысотные беспилотники дальнего действия (medium-altitude, long-endurance - MALE), широко использовались в войнах США в Ираке и Афганистане, где такие БПЛА как "Reaper" применялись для выслеживания повстанцев и террористов на расстоянии 12 000 км от военно-воздушной базы "Крич" в Неваде.
Теперь "Reaper" ("Хищник") стал добычей.
С октября США потеряли не менее четырех беспилотников "Reaper" стоимостью 30 миллионов долларов каждый в результате атак повстанцев-хуситов в Йемене и проиранских ополченцев в Ираке.
Израиль также потерял по меньшей мере четыре своих беспилотника "Hermes" в результате действий группировки "Хезболла" в Ливане, а в Турции один беспилотник "Anka" был сбит в результате действий курдских боевиков.
Сотни беспилотников этого типа по-прежнему эксплуатируются по всему миру, в т.ч. благодаря их способности оставаться в воздухе по несколько часов. Они отличаются от ударных беспилотников, квадрокоптеров и небольших разведывательных дронов, которые напоминают дистанционно управляемые игрушки.
Критики утверждают, что MALE повышают риск жертв среди гражданского населения, поскольку операторы и командиры находятся далеко от полей сражений. Удар беспилотника, в результате которого погибли 10 мирных жителей во время эвакуации из Кабула в 2021 году - лишь один из примеров. Но в таких кризисных ситуациях, как нагорно-карабахский конфликт, гражданская война в Ливии и турецко-сирийское противостояние в 2020 году, использование БПЛА помогло переломить ход битвы.
Аналитики давно предупреждали, что, хотя MALE эффективны в таких конфликтах, как в Афганистане и Ираке, они недолго проживут в полномасштабной войне.
"Predator и Reaper бесполезны в условиях борьбы за господство", - заявил в 2013 году бывший американский генерал Майк Хэйзид.
Это стало очевидным на Украине, где первоначальный успех Киева с турецкими беспилотниками Bayraktar TB2, которые использовались для сдерживания российского наступления на столицу, вскоре сошел на нет, поскольку российские военные адаптировали свою тактику.
Медлительность беспилотников и относительно большая радиолокационная видимость формируют их уязвимость, из-за которой они не могут летать на малых высотах, становясь мишенями для ракет малой дальности и пушек.
Как только Россия адаптировалась, Украина потеряла по меньшей мере 24 БПЛА, стоимость каждого из которых составляет 5 миллионов долларов.
Хуситы, "Хезболла" в Ливане и иракские ополченцы, включая "Катаиб Хезболла", вооружены не так хорошо, как Россия, но у них есть элементарные средства противовоздушной обороны и ракеты, которые могут быть использованы против беспилотников.
В апреле хуситы сбили "Reaper" над Йеменом. Ранее, в январе, "Reaper" был сбит на севере Ирака. Тогда США заявили, что оружие, использованное при нападении, вероятно, было предоставлено Ираном. Предположительно, это был самодетонационный беспилотник "358".
"358", способный подниматься на высоту около 25 000 футов, барражирует по схеме "восьмерка", пока его сенсоры не обнаружат вражеский беспилотник. Согласно сообщениям из разных источников, 358-ми было уничтожено два израильских "Гермеса-900".
При цене в 30 миллионов долларов беспилотник "Reaper" по-прежнему стоит меньше половины стоимости самой современной версии истребителя F-16 - Block 70/72. БПЛА исключают риск потери пилота, обучение которого может обойтись более чем в 10 миллионов долларов.
Самолеты, включая F-16, F-18 Super Hornet и F-15, оснащаются все более совершенными “целеуказателями”, такими как "sniper pod", которые могут отслеживать войска и транспортные средства с больших высот. То же самое можно сказать и о беспилотниках. Но они не просто дешевле в производстве. Стоимость эксплуатации F-16 может составлять от 8000 до 27 000 долларов в час.
Стоимость эксплуатации более современных самолетов, включая F-35, может превысить 40 000 долларов в час.
Стоимость эксплуатации "Reaper" оценивается в 3500 долларов в час. Его производитель, General Atomics, заявляет, что срок службы его планера составляет 40 000 часов, по сравнению с 12 000 часами у F-16.
Сбитый беспилотник может считаться успехом боевиков, "поскольку это отражает их способность противостоять западным воздушным средствам", - говорит Сэм Крэнни-Эванс, научный сотрудник британского Королевского института объединенных служб.
“Несмотря на относительную медлительность и легкость обнаружения, что делает их более легкой мишенью для сбивания с точки зрения ПВО, MQ–9 ["Риперы"] и другие самолеты более 20 лет ускользали от большинства негосударственных структур и позволяли Западу вести постоянное непрерывное наблюдение и обнаруживать цели, если они того пожелают. В этом смысле сбивание одного из них на некоторое время снижает возможности ISR [разведки, наблюдения и рекогносцировки] и налагает на наблюдателя издержки, которые не являются непреодолимыми, но могут изменить тактику, если они будут продолжаться”.
Возможности ISR беспилотников значительны. "Риперы" могут оснащаться радаром с индикатором наземных движущихся целей, который может отслеживать транспортные средства и людей в условиях облачности или тумана, а также использоваться ночью.
"Риперы" также могут быть оснащены девятью большими камерами Gorgon Stare ("Взгляд горгоны"), которые могут отслеживать активность в городах. Израильские беспилотники "Herme"s обладают аналогичной функцией, называемой "SkyEye".
“Несмотря на все это, хуситы заявили о наличии у них длинного списка "Апачей", разведывательных беспилотников и других летательных аппаратов. Таким образом, какое-то время их противовоздушная оборона представляла серьезную угрозу”, - говорит Крэнни-Эванс. - “Так что для хуситов это в порядке вещей. У них есть опыт уничтожения современных самолетов, и они не стесняются этого делать. У "Хезболлы" тоже есть опыт в этом отношении, но она менее успешна в борьбе со скоростными самолетами. Если эти возможности появятся у тех, у кого их раньше не было, то это проблема, но этого следовало ожидать”.
Адаптация стратегии использования беспилотников
Эксперты говорят, что такие страны, как США, Израиль и Турция, продолжат использовать беспилотные летательные аппараты в обозримом будущем, но не исключают изменения тактики.
Дроны могут быть оснащены системами оповещения для обнаружения ракет, а в качестве защитного механизма, возможно, будут использоваться магниевые сигнальные ракеты, но это увеличивает стоимость и вес, потенциально сокращая время их нахождения в воздухе.
Даже в этом случае дроны, вероятно, останутся значительно дешевле пилотируемых самолетов.
“Я думаю, что ограничения на то, где крупные дорогостоящие беспилотники могут работать, не опасаясь быть сбитыми, со временем должны возрасти”, - говорит Софи Антробус, эксперт по БПЛА из Института авиации и космонавтики Фримена в Лондоне.
Она говорит, что военные меняют подход к оценке конкретных моделей БПЛА, но не считают их потенциально устаревшими.
“Королевские ВВС недавно опубликовали новую стратегию использования беспилотников, в которой рассматриваются эти проблемы", - говорит она. - "Короче говоря, такие дроны, как Reaper, считаются очень ценными и их стараются максимально уберечь от опасности, в то время как разрабатывается все больше одноразовых систем, которые мы готовы терять”.
Крэнни-Эванс согласен с этой оценкой.
“Те силы, которые обладают относительно продвинутыми возможностями, вероятно, будут сбивать БПЛА", - говорит он. - "Это нежелательное развитие событий для западных стран, которые, возможно, захотят сохранить более низкий порог затрат, но это не является неожиданностью”.
Нежелательное, но не настолько опасное развитие событий, которое может поставить под угрозу победу в войне.
США потеряли десятки беспилотников в результате аварий в Афганистане и Ираке, но удвоили количество систем MALE. Корпус морской пехоты США недавно увеличил количество своих "Риперов".
Но есть опасения, что технологии БПЛА может попасть не в те руки. Иран, например, создал несколько своих беспилотников на основе захваченного американского оборудования.
Большие БПЛА с неподвижным крылом, известные как средневысотные беспилотники дальнего действия (medium-altitude, long-endurance - MALE), широко использовались в войнах США в Ираке и Афганистане, где такие БПЛА как "Reaper" применялись для выслеживания повстанцев и террористов на расстоянии 12 000 км от военно-воздушной базы "Крич" в Неваде.
Теперь "Reaper" ("Хищник") стал добычей.
С октября США потеряли не менее четырех беспилотников "Reaper" стоимостью 30 миллионов долларов каждый в результате атак повстанцев-хуситов в Йемене и проиранских ополченцев в Ираке.
Израиль также потерял по меньшей мере четыре своих беспилотника "Hermes" в результате действий группировки "Хезболла" в Ливане, а в Турции один беспилотник "Anka" был сбит в результате действий курдских боевиков.
Сотни беспилотников этого типа по-прежнему эксплуатируются по всему миру, в т.ч. благодаря их способности оставаться в воздухе по несколько часов. Они отличаются от ударных беспилотников, квадрокоптеров и небольших разведывательных дронов, которые напоминают дистанционно управляемые игрушки.
Критики утверждают, что MALE повышают риск жертв среди гражданского населения, поскольку операторы и командиры находятся далеко от полей сражений. Удар беспилотника, в результате которого погибли 10 мирных жителей во время эвакуации из Кабула в 2021 году - лишь один из примеров. Но в таких кризисных ситуациях, как нагорно-карабахский конфликт, гражданская война в Ливии и турецко-сирийское противостояние в 2020 году, использование БПЛА помогло переломить ход битвы.
Аналитики давно предупреждали, что, хотя MALE эффективны в таких конфликтах, как в Афганистане и Ираке, они недолго проживут в полномасштабной войне.
"Predator и Reaper бесполезны в условиях борьбы за господство", - заявил в 2013 году бывший американский генерал Майк Хэйзид.
Это стало очевидным на Украине, где первоначальный успех Киева с турецкими беспилотниками Bayraktar TB2, которые использовались для сдерживания российского наступления на столицу, вскоре сошел на нет, поскольку российские военные адаптировали свою тактику.
Медлительность беспилотников и относительно большая радиолокационная видимость формируют их уязвимость, из-за которой они не могут летать на малых высотах, становясь мишенями для ракет малой дальности и пушек.
Как только Россия адаптировалась, Украина потеряла по меньшей мере 24 БПЛА, стоимость каждого из которых составляет 5 миллионов долларов.
Хуситы, "Хезболла" в Ливане и иракские ополченцы, включая "Катаиб Хезболла", вооружены не так хорошо, как Россия, но у них есть элементарные средства противовоздушной обороны и ракеты, которые могут быть использованы против беспилотников.
В апреле хуситы сбили "Reaper" над Йеменом. Ранее, в январе, "Reaper" был сбит на севере Ирака. Тогда США заявили, что оружие, использованное при нападении, вероятно, было предоставлено Ираном. Предположительно, это был самодетонационный беспилотник "358".
"358", способный подниматься на высоту около 25 000 футов, барражирует по схеме "восьмерка", пока его сенсоры не обнаружат вражеский беспилотник. Согласно сообщениям из разных источников, 358-ми было уничтожено два израильских "Гермеса-900".
При цене в 30 миллионов долларов беспилотник "Reaper" по-прежнему стоит меньше половины стоимости самой современной версии истребителя F-16 - Block 70/72. БПЛА исключают риск потери пилота, обучение которого может обойтись более чем в 10 миллионов долларов.
Самолеты, включая F-16, F-18 Super Hornet и F-15, оснащаются все более совершенными “целеуказателями”, такими как "sniper pod", которые могут отслеживать войска и транспортные средства с больших высот. То же самое можно сказать и о беспилотниках. Но они не просто дешевле в производстве. Стоимость эксплуатации F-16 может составлять от 8000 до 27 000 долларов в час.
Стоимость эксплуатации более современных самолетов, включая F-35, может превысить 40 000 долларов в час.
Стоимость эксплуатации "Reaper" оценивается в 3500 долларов в час. Его производитель, General Atomics, заявляет, что срок службы его планера составляет 40 000 часов, по сравнению с 12 000 часами у F-16.
Сбитый беспилотник может считаться успехом боевиков, "поскольку это отражает их способность противостоять западным воздушным средствам", - говорит Сэм Крэнни-Эванс, научный сотрудник британского Королевского института объединенных служб.
“Несмотря на относительную медлительность и легкость обнаружения, что делает их более легкой мишенью для сбивания с точки зрения ПВО, MQ–9 ["Риперы"] и другие самолеты более 20 лет ускользали от большинства негосударственных структур и позволяли Западу вести постоянное непрерывное наблюдение и обнаруживать цели, если они того пожелают. В этом смысле сбивание одного из них на некоторое время снижает возможности ISR [разведки, наблюдения и рекогносцировки] и налагает на наблюдателя издержки, которые не являются непреодолимыми, но могут изменить тактику, если они будут продолжаться”.
Возможности ISR беспилотников значительны. "Риперы" могут оснащаться радаром с индикатором наземных движущихся целей, который может отслеживать транспортные средства и людей в условиях облачности или тумана, а также использоваться ночью.
"Риперы" также могут быть оснащены девятью большими камерами Gorgon Stare ("Взгляд горгоны"), которые могут отслеживать активность в городах. Израильские беспилотники "Herme"s обладают аналогичной функцией, называемой "SkyEye".
“Несмотря на все это, хуситы заявили о наличии у них длинного списка "Апачей", разведывательных беспилотников и других летательных аппаратов. Таким образом, какое-то время их противовоздушная оборона представляла серьезную угрозу”, - говорит Крэнни-Эванс. - “Так что для хуситов это в порядке вещей. У них есть опыт уничтожения современных самолетов, и они не стесняются этого делать. У "Хезболлы" тоже есть опыт в этом отношении, но она менее успешна в борьбе со скоростными самолетами. Если эти возможности появятся у тех, у кого их раньше не было, то это проблема, но этого следовало ожидать”.
Адаптация стратегии использования беспилотников
Эксперты говорят, что такие страны, как США, Израиль и Турция, продолжат использовать беспилотные летательные аппараты в обозримом будущем, но не исключают изменения тактики.
Дроны могут быть оснащены системами оповещения для обнаружения ракет, а в качестве защитного механизма, возможно, будут использоваться магниевые сигнальные ракеты, но это увеличивает стоимость и вес, потенциально сокращая время их нахождения в воздухе.
Даже в этом случае дроны, вероятно, останутся значительно дешевле пилотируемых самолетов.
“Я думаю, что ограничения на то, где крупные дорогостоящие беспилотники могут работать, не опасаясь быть сбитыми, со временем должны возрасти”, - говорит Софи Антробус, эксперт по БПЛА из Института авиации и космонавтики Фримена в Лондоне.
Она говорит, что военные меняют подход к оценке конкретных моделей БПЛА, но не считают их потенциально устаревшими.
“Королевские ВВС недавно опубликовали новую стратегию использования беспилотников, в которой рассматриваются эти проблемы", - говорит она. - "Короче говоря, такие дроны, как Reaper, считаются очень ценными и их стараются максимально уберечь от опасности, в то время как разрабатывается все больше одноразовых систем, которые мы готовы терять”.
Крэнни-Эванс согласен с этой оценкой.
“Те силы, которые обладают относительно продвинутыми возможностями, вероятно, будут сбивать БПЛА", - говорит он. - "Это нежелательное развитие событий для западных стран, которые, возможно, захотят сохранить более низкий порог затрат, но это не является неожиданностью”.
Нежелательное, но не настолько опасное развитие событий, которое может поставить под угрозу победу в войне.
США потеряли десятки беспилотников в результате аварий в Афганистане и Ираке, но удвоили количество систем MALE. Корпус морской пехоты США недавно увеличил количество своих "Риперов".
Но есть опасения, что технологии БПЛА может попасть не в те руки. Иран, например, создал несколько своих беспилотников на основе захваченного американского оборудования.