Для многих из нас Китай ассоциируется с дешевой рабочей силой, позволившей ему стать богатой индустриальной державой. Да, когда-то почти все там трудились за копейки, но сегодня китайцы говорят о дешевой рабочей силе, глядя уже на россиян. Неужели мы превращаемся в Китай 10-летней давности или просто доходы восточных соседей растут несоизмеримо быстро ?
Для ответа на этот вопрос я попытался сравнить зарплаты работников автозаводов в России и в Китае, но без претензий на всеобъемлющий анализ рынка труда.
Начнем с нас.
Фото: Вера Горбунова
Фото: Вера Горбунова
Популярная и не требующая высокой квалификации вакансия - оператор производственных линий, то есть работник на конвейер. В объявлениях Renault и Toyota соискателям на эту должность обещают 40 тыс.руб., Hyundai - 52 тыс. руб. На заводе Volkswagen в Калуге по данным профсоюза АСМ получают в среднем около 40 тыс. руб. По разным сообщениям в СМИ, бывший "фордовский" персонал зарабатывал около 50 тысяч.
Портал Lada Online еще в 2017 году писал о средней зарплате на Автовазе в размере 28939 руб, которую годом позже Автоваз проиндексировал на 6,9 %. Но при этом будущим художникам-конструкторам на Автовазе гарантируют сейчас оклад в 22100 руб. И речь идет о специалисте с опытом и высшим образованием.
А что же китайцы?
Китай - разный, но всегда активный. Фото: Гален Гроут
Китай - разный, но всегда активный. Фото: Гален Гроут
Их экономика в отличие от нашей демонстрирует постоянный рост, попутно увеличивая и доходы населения. По сведениям газеты "Жэньминь Жибао" средняя годовая зарплата наемных работников на не частных предприятиях Китая в 2018 году составила 82461 юань в год, то есть 6872 юаня в месяц. По курсу на четвертое сентября - порядка 64 тыс. руб. В России этот официальный показатель равен 43400 руб. Но надо еще понимать, что в полуторамиллиардном Китае разброс по зарплатам пока велик, поэтому за пределами богатых городов люди могут получать вдвое меньше.
Что касается автозаводов, то оклады на исконно национальных фабриках меньше, чем на совместных с иностранцами предприятиях. По сведениям autonews.gasgoo.com персонал Great Wall в 2016 году жаловался на не конкурентоспособную для местной отрасли зарплату, которая составляла 73 500 юаней в год или 684 тыс. рублей (57 тыс. в месяц).
Эта седан Volkswagen Lavida Plus совместного предприятия(СП) SAIC Volkswagen Automotive. Иностранным компаниям до последнего времени запрещалось иметь свои заводы в Китае и все проекты оформлялись как СП: 50% принадлежат китайцам, 50% - иностранцам.
Эта седан Volkswagen Lavida Plus совместного предприятия(СП) SAIC Volkswagen Automotive. Иностранным компаниям до последнего времени запрещалось иметь свои заводы в Китае и все проекты оформлялись как СП: 50% принадлежат китайцам, 50% - иностранцам.
Компании предоставляют также возможность стажировки. В китайской SAIC Volkswagen Automotive интернам предоставляется оклад в 2 тыс. юаней, то есть около 18 тыс. руб. В «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» меньше - 15 тыс. руб.
Другое дело, зарплата квалифицированных специалистов - тут разница уже ощутимая. Например, в СП BMW Brilliance Automotive инженеру-разработчику готовы предложить 20 тыс. юаней в месяц, то есть 185 тыс. руб. Найти аналогичную должность среди российских баз вакансий мне не удалось, но в калининградском "Автоторе" (сборка BMW, KIA, Hyundai - Прим. авт.) ищут опытного директора ИТЦ со знанием английского языка. Указанная зарплата - от 100 тыс руб. А вот работникам конвейера они платят всего лишь 30 тысяч.
Это новый автомобильный завод полного цикла в Ставропольское крае, который собрал 2500 китайских внедорожников и закрылся. Сейчас предприятие стоимостью 7 млрд. руб. хотят признать банкротом. Подробности - в ссылке в конце статьи.
Это новый автомобильный завод полного цикла в Ставропольское крае, который собрал 2500 китайских внедорожников и закрылся. Сейчас предприятие стоимостью 7 млрд. руб. хотят признать банкротом. Подробности - в ссылке в конце статьи.
Подытожим. Разница в зарплатах не слишком большая, если говорить о невысококвалифицированном труде. Важнее цифр - динамика, показывающая куда мы движемся. В нашем случае - это стабильно невысокие зарплаты на фоне стабильного роста цен и налоговой нагрузки на бизнес. В Китае все наоборот - зарплаты до последнего времени росли так сильно, что некоторые компании задумались о переносе производства в страны с более низкой оплатой труда, например, во Вьетнам или Тайланд. А когда экономика замедлилась в Китае, то правительство понизило ставки НДС и соцстрахования, а также добилось снижения цен на топливо.
Напоследок - личные наблюдения. Китайцы и в России за последние годы “выросли” и неприглядные торговцы ширпотребом превратились в успешных предпринимателей, которым гораздо выгоднее нанимать нас на работу, а не возить как раньше соотечественников из Поднебесной, которые уже не согласны работать за копейки. Это факт хорошо иллюстрирует наше экономические отставание и реальное положение дел.
Для ответа на этот вопрос я попытался сравнить зарплаты работников автозаводов в России и в Китае, но без претензий на всеобъемлющий анализ рынка труда.
Начнем с нас.
Фото: Вера Горбунова
Фото: Вера Горбунова
Популярная и не требующая высокой квалификации вакансия - оператор производственных линий, то есть работник на конвейер. В объявлениях Renault и Toyota соискателям на эту должность обещают 40 тыс.руб., Hyundai - 52 тыс. руб. На заводе Volkswagen в Калуге по данным профсоюза АСМ получают в среднем около 40 тыс. руб. По разным сообщениям в СМИ, бывший "фордовский" персонал зарабатывал около 50 тысяч.
Портал Lada Online еще в 2017 году писал о средней зарплате на Автовазе в размере 28939 руб, которую годом позже Автоваз проиндексировал на 6,9 %. Но при этом будущим художникам-конструкторам на Автовазе гарантируют сейчас оклад в 22100 руб. И речь идет о специалисте с опытом и высшим образованием.
А что же китайцы?
Китай - разный, но всегда активный. Фото: Гален Гроут
Китай - разный, но всегда активный. Фото: Гален Гроут
Их экономика в отличие от нашей демонстрирует постоянный рост, попутно увеличивая и доходы населения. По сведениям газеты "Жэньминь Жибао" средняя годовая зарплата наемных работников на не частных предприятиях Китая в 2018 году составила 82461 юань в год, то есть 6872 юаня в месяц. По курсу на четвертое сентября - порядка 64 тыс. руб. В России этот официальный показатель равен 43400 руб. Но надо еще понимать, что в полуторамиллиардном Китае разброс по зарплатам пока велик, поэтому за пределами богатых городов люди могут получать вдвое меньше.
Что касается автозаводов, то оклады на исконно национальных фабриках меньше, чем на совместных с иностранцами предприятиях. По сведениям autonews.gasgoo.com персонал Great Wall в 2016 году жаловался на не конкурентоспособную для местной отрасли зарплату, которая составляла 73 500 юаней в год или 684 тыс. рублей (57 тыс. в месяц).
Эта седан Volkswagen Lavida Plus совместного предприятия(СП) SAIC Volkswagen Automotive. Иностранным компаниям до последнего времени запрещалось иметь свои заводы в Китае и все проекты оформлялись как СП: 50% принадлежат китайцам, 50% - иностранцам.
Эта седан Volkswagen Lavida Plus совместного предприятия(СП) SAIC Volkswagen Automotive. Иностранным компаниям до последнего времени запрещалось иметь свои заводы в Китае и все проекты оформлялись как СП: 50% принадлежат китайцам, 50% - иностранцам.
Компании предоставляют также возможность стажировки. В китайской SAIC Volkswagen Automotive интернам предоставляется оклад в 2 тыс. юаней, то есть около 18 тыс. руб. В «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» меньше - 15 тыс. руб.
Другое дело, зарплата квалифицированных специалистов - тут разница уже ощутимая. Например, в СП BMW Brilliance Automotive инженеру-разработчику готовы предложить 20 тыс. юаней в месяц, то есть 185 тыс. руб. Найти аналогичную должность среди российских баз вакансий мне не удалось, но в калининградском "Автоторе" (сборка BMW, KIA, Hyundai - Прим. авт.) ищут опытного директора ИТЦ со знанием английского языка. Указанная зарплата - от 100 тыс руб. А вот работникам конвейера они платят всего лишь 30 тысяч.
Это новый автомобильный завод полного цикла в Ставропольское крае, который собрал 2500 китайских внедорожников и закрылся. Сейчас предприятие стоимостью 7 млрд. руб. хотят признать банкротом. Подробности - в ссылке в конце статьи.
Это новый автомобильный завод полного цикла в Ставропольское крае, который собрал 2500 китайских внедорожников и закрылся. Сейчас предприятие стоимостью 7 млрд. руб. хотят признать банкротом. Подробности - в ссылке в конце статьи.
Подытожим. Разница в зарплатах не слишком большая, если говорить о невысококвалифицированном труде. Важнее цифр - динамика, показывающая куда мы движемся. В нашем случае - это стабильно невысокие зарплаты на фоне стабильного роста цен и налоговой нагрузки на бизнес. В Китае все наоборот - зарплаты до последнего времени росли так сильно, что некоторые компании задумались о переносе производства в страны с более низкой оплатой труда, например, во Вьетнам или Тайланд. А когда экономика замедлилась в Китае, то правительство понизило ставки НДС и соцстрахования, а также добилось снижения цен на топливо.
Напоследок - личные наблюдения. Китайцы и в России за последние годы “выросли” и неприглядные торговцы ширпотребом превратились в успешных предпринимателей, которым гораздо выгоднее нанимать нас на работу, а не возить как раньше соотечественников из Поднебесной, которые уже не согласны работать за копейки. Это факт хорошо иллюстрирует наше экономические отставание и реальное положение дел.