ФРС зафиксировала резкий скачок спроса на $100 купюры, причем порядка 80% из них приходится на потребителей за пределами США. Это явление уже получило название «бум Бенджаминов» (в честь изображения одного из «отцов-основателей» США Бенджамина Франклина на купюре с номиналом $100 — авт.). Между тем, в самих Соединенных Штатах властями не приветствуются наличные средства для покупки товаров и услуг. Как итог, порядка трети «звездно-полосатого» населения вообще не имеет «живых» денег, предпочитая рассчитываться «пластиком» или через смартфон, используя специальные приложения.
В Америке, по сути, объявлена война наличке, прежде всего, самого большого номинала — стодолларового. И это — далеко не «теория заговора», а реальность, о которой открыто говорит, например, бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс, выступивший за постепенный отказ от бумажного носителя высокого номинала. Мол, только так удастся препятствовать уклонению от уплаты налогов и другим формам коррупции.
Штаты не одиноки в своих планах. В частности, Резервный банк Индии изъял из обращения купюры номиналом 500 и 1000 рупий и лишил их статуса законного платежного средства. ЕЦБ в начале 2019 года прекратил выпуск банкноты номиналом 500 евро. В Швеции вообще почти не встретишь банкнот.
С другой стороны, феноменальный глобальный спрос на $100-купюры уже привел к тому, что в мире 60% всех частных сбережений, которые хранятся вне банков, приходится именно на «Бенджамины». Даже в США растет их популярность, несмотря на практику фискальных органов.
Так, недавние исследования ряда американских экономистов неожиданно опровергли широко распространенное мнение, что $100-купюры популярны только у бандитов, казнокрадов и налоговых уклонистов. В частности, такой точки зрения придерживается помощник генерального советника МВФ Надим Кириакос-Саад, отвечающий за противодействие отмыванию денег. По его словам, чаще всего «Бенджамины» покупают обычные люди в самых разных странах.
Во-первых, «это давнее стремление к уединению и анонимности, которое может быть вполне законным». Во-вторых, обеспечивается защита от инфляции, которая в большинстве государств выше, чем в США. В-третьих, ФРС в отличие от ЕЦБ отказался от политики отрицательных процентных ставок, что делает наличный доллар более привлекательным, чем евро. В-четвертых, мафиози и крупные коррупционеры, в рангах министров или губернаторов, активно переходят на криптовалюты, что позволяет им избежать преследования за взятки. В таком случае доказать факт получения мзды становится фактически нереальным.
Кроме того, неожиданно обнаружилась связь между стареющим обществом и спросом на «Бенджамины». Пожилые люди во всем мире не доверяют «цифре», причем, повторимся, даже в США. Сейф для них надежнее, чем код на бумажке, без которого нельзя получить деньги. Плюс к этому хакеры, регулярные утечки данных из банков и электронные мошенничества способны в долю секунды лишить всех накоплений. В России к этому еще добавляется страх перед постоянными девальвациями, что делает купюру $100 поистине национальным расчетным средством.
Надо сказать, что Минфин США и ФРС внимательно следят за этим явлением, понимая, каким мощным инструментом американского влияния становится «Бенджамины». Они знают, каков объем $100 купюр находится в каждой крупной стране, в том числе в РФ. И, главное — в курсе их буквенно-цифровых меток.
Согласно информации экономиста ФРС Рут Джадсон, доллары играют роль защитного механизма в геополитических и региональных потрясениях. Все без исключений экономики нестабильных государств в условиях высокой инфляции и товарных санкций выживали только благодаря американским наличным деньгам. Не будь их, политическая ситуация сразу же вышла бы из-под контроля властей, не давая времени на спасение. В полной мере это касается Венесуэлы, Ирана и России.
Между тем, американский Конгресс медленно, но поступательно наращивает давление на Москву. Можно не сомневаться, что в случае прихода в Белый дом в 2020 году президента-демократа этот процесс пойдет по самому жесткому сценарию. По словам сенатора Роберта Менендеса, высокопоставленного демократа в сенатском комитете по международным отношениям, «умышленный паралич (антироссийских санкций — авт.) Трампом перед лицом агрессии Кремля достиг точки кипения в Конгрессе». Причем, оружием наказания воспринимается, прежде всего, Минфин США.
В США, кстати, уже вышел документ, в котором эффективность существующей пятилетней программы санкций в отношении РФ признана неудовлетворительной. В этой связи представители американского Минфина заявили, что ими уже разработаны новые и самые жесткие меры против нашей страны. Какие именно, пока не озвучиваются, мол, все зависит от прогресса по Донбассу.
С корсчетами вроде бы все ясно. Расчетные центры ФРС находятся в США, поэтому блокировка российских платежей в американской валюте не является серьезной технической проблемой. Конечно, есть обходные механизмы, которым воспользуется ЦБ РФ, но они касаются в большей степени взаиморасчетов в национальных валютах. Все это, безусловно, усложнить торговлю с государствами, традиционно работающими с долларами.
Что любопытно: разговоры заокеанских экспертов о запрете $100-купюр ведутся, как минимум, пять лет. Причем, иногда звучат мысли, что делать это нужно поэтапно, например, с регионов, которые представлены так называемыми странами-изгоями. Вероятно, речь идет об американской наличке, которая закупалась банками этих стран. Технически реализовать эту идею несложно — достаточно объявить деньги с определенными метками вне закона.
Если предположить, что США вдруг начнут избавляться от наличных «Бенджаминов», находящихся в обращении в РФ, огромное число российских семей останутся без заначки на черный день. Правда, такой сценарий официальными представителями Минфина США даже не озвучивается, хотя никто никогда заранее не говорит о денежных реформах.
Отметим также, за океаном в отношении России придерживаются политики стратегического терпения. Дескать, рано или поздно в Кремле окажется их «сукин сын». Даже «пророссийским» Трампом движет отнюдь не любовь к нашей стране и теплые чувства к Путину. Тот справедливо полагает, что нужно поддерживать хотя бы не агрессивные отношения со страной, причем единственной в мире, которая может уничтожить Америку.
«Президенты США, конгрессмены, волки с Уолл-стрит и даже распорядители ФРС относятся к доллару, как древние египтяне к богу Ра, — пишет на профессиональном форуме биржевиков некий Smit@, который намекает на свою работу в Минфине. — Русские даже не поняли, как напугали Минфин, когда продали американских долговых бумаг на $83 млрд Начавшуюся панику сбили пенсионные фонды, в правилах которых сказано скупать казначейские бумаги с доходностью выше 3%. Если бы ни они, мог начаться самый настоящий кризис. Заметьте, что после этого в США начал расти спрос на «Бенджамины». Мы сегодня наблюдаем в самой Америке эпоху возрождения наличного доллара, у которого нет границ и хозяев».
Конечно, опираться на частное мнение отдельного юзера, было бы неправильно. В то же время, обзор публикаций на эту тематику показывает, что граждане США искренне верят мессианскую роль доллара, как самого эффективного средства борьбы за американские «идеалы». Именно поэтому они даже не стали взвешивать на своих весах, что им важнее Украина или «Бенджамин».
Финансовые новости: Еще одну девальвацию Россия не выдержит