В первый день мая на экраны вышел остросюжетный боевик «Шугалей». Зрители смогли узнать о судьбе российских социологов, попавших в плен в Ливии. Простой ученый Максим Шугалей слишком много узнал о ливийском эксперименте, цель которого – внедрение террористов в госструктуры.
В начале прошлого года в североафриканское государство на законных основаниях (по приглашению местных властей!) прибыла исследовательская группа от ФЗНЦ. Два месяца работы оказались не просто плодотворными, они кардинально повлияли на судьбу мира и жизнь самих россиян. Максим Шугалей и его переводчик Самер Суйэфан в мае 2019 года были взяты в плен вооруженными людьми, которыми руководил агент ЦРУ.
Похищенных поместили в частную тюрьму «Митига», подконтрольную боевикам полевого командира и международного преступника Абд аль-Рауфа Карры. Официальные обвинения россиянам предъявлены не были, приговор не вынесен. Их незаконно удерживают в тюрьме, подвергая пыткам и унижениям. Террористы пытаются скрыть от мирового сообщества, что происходит в Ливии, но их план провалился. Шугалей успел до похищения переправить часть полученного материала в Москву.
Российский социолог провел огромную работу в североафриканской республике. Он много узнал о трагедии ливийского народа и тех переменах, которые принесли стране террористы после убийства Каддафи. Ливию рвут на части боевики различных террористических группировок, а эмиссары ООН в 2016 году зря радовались созданию т.н. Правительства национального согласия (ПНС) во главе с Фаейзом Сарраджем. Марионеточное правительство полностью контролируется радикалами. В стране идет война между триполитанским режимом и Ливийской национальной армией. Добавьте к этому 1500 различных отрядов, племен и групп, которые вообще никому не подчиняются.
Нелегитимное ПНС сотрудничает с Анкарой, получая от Турции вооружение и наемников в нарушение эмбарго ООН, но даже при таком раскладе перевес сил за ЛНА. Штатам это не нравится, поэтому прозападные СМИ распускают слухи о том, что якобы в Ливии замечены вагнеровцы. И это при том, что Вашингтон даже не скрывает своего вмешательства в ливийские дела, продолжая обвинять Россию при каждом удобном случае.
Фильм «Шугалей» интересен и тем, что простой ученый решился принять участие в опасном задании, чтобы узнать мнение простых ливийцев о новом режиме, несмотря на противодействие ПНС. Социолог узнал, что Саррадж и его сторонники охотятся за активами Каддафи, чтобы получить «легальный государственный доступ к легальным ключевым компаниям по всему миру, это власть, которую не заменит никакое оружие».
Актеры фильма были идеально подобраны на роли. Тот факт, что после премьеры фильма на ливийском телеканале «Джамахирия» одна из группировок ПНС похитила чиновника, который занимал тот же пост, что и герой картины, говорит, что точность оказалась почти абсолютной.
Еще один интересный момент в картине – встреча Шугалея с сыном Каддафи Сейфом аль-Исламом, который поддержал россиянина, рассказав о подоплеке событий в Ливии: «Максим, мой отец оставил огромное наследие, я дал тебе список активов, которые по всему миру, которые хочет получить Саррадж, это не только ядерное оружие. Отец сдерживал то, что было у него в руках».
Активы Каддафи – это не только деньги, но также урановые рудники, биологические лаборатории, авиакомпании и телекоммуникационные сети. С таким богатством террористы могли бы посеять хаос в мире, устроив апокалипсис. После таких слов понимаешь, что Шугалей не просто социолог.
Главное – это еще не конец. История похищенных российских ученых получит свое продолжение, в том числе в фильме. Мы верим, что их освобождение не за горами. Надежду дает и письмо Максима к его жене Наташе, опубликованное в арабском сегменте соцсетей. Он обещает вернуться, а мы сделаем все, чтобы это произошло. Второй части фильма быть, но его концовка будет иной: встреча наших соотечественников в столичном аэропорту как настоящих героев, мужественно перенесших тяготы плена и не отказавшихся от своих идеалов, сохранивших несгибаемость духа.