Это не «Байрактар».
С вооружением тоже все значительно существеннее. «Хищник» мог нести всего две ракеты с лазерным наведением. «Жнец» имеет шесть точек подвески вооружения, от почти 700 кг на внутренних узлах под фюзеляжем до 270 кг на подкрыльевых и до 90 кг на внешних узлах.
Теоретически посчитано, что на «жнеца» можно навешать 14 вертолетных ракет типа «Hellfire», имеющих весьма большой спектр применения. Но лучше смешанный набор из четырех AGM-114 «Hellfire» и двух управляемых 227-кг бомб GBU-12 или GBU-38.
Ракета «Hellfire» - это уже классика, на вооружении с 1985 года и зарекомендовала она себя вполне прилично.
Предназначенная для поражения бронетехники, катеров, укрытий, ракета, в принципе, обладает одним недостатком: небольшой вес боевой части. Но и 8 кг тандемной БЧ – это достаточно для того, чтобы стать серьезной проблемой для танка.
Учитывая, что для «Hellfire» существуют два способа применения в плане целеуказания, автономный и внешний, использование этих ракет может иметь дополнительный эффект. Если ракета запущена в автономном режиме с БПЛА, то требуется на протяжении всего полета подсвечивать цель лазером, что довольно неудобно. В случае внешнего целеуказания БПЛА только осуществляет пуск ракеты, а наведение осуществляется с земли. Это повышает выживаемость БПЛА стоимостью в 30 миллионов долларов.
Не менее хороших результатов можно добиться с помощью бомб GBU-12 «Paveway II». Бомба имеет лазерное наведение и предназначена для уничтожения укрепленных целей и прочих объектов инфраструктуры.
Правда, для AGM-114 «Hellfire» и GBU-12 «Paveway II» действительны требования к погодным условиям для эффективного использования. То есть, отсутствие дождя, тумана, низкой облачности, задымления, в общем, всего, что может затруднить прохождения луча лазера.
А вот корректируемая авиабомба GBU-38 JDAM является оружием, не зависящим от погоды. За наведение бомбы отвечает инерциально-спутниковая система наведения. Но для этой бомбы требуется определение координат цели заранее.
За распознавание и отслеживание целей отвечает оптико-электронная система AN/AAS-52, в которую входят телекамеры видимого и инфракрасного диапазона с телеобъективами высокого разрешения и лазерный целеуказатель, по которому наводятся системы вооружения.
Ориентируется в пространстве «Жнец» при помощи радара AN/APY-8 «Lynx II» с синтезированной апертурой, предназначенный для картографирования местности и обнаружения подвижных и стационарных целей при отсутствии визуального контакта.
В качестве систем пассивно защиты часть «Жнецов» была оснащена системой оповещения об облучении радаром AN/ALR-67 и ловушками-имитаторами ADM-160 MALD.
Аппаратура управления, с которой идет управление MQ-9А с земли, совместима с оборудованием MQ-1B. То есть, уже подготовленный для «Хищника» персонал при минимальной переподготовке может управлять «Жнецом».
Занимаются этим два человека, пилот и оператор электронных систем. Практически как в самолете.
Взлет и посадка осуществляется этим «экипажем», а основное полетное время «Жнецом» управляет автопилот, который получает команды по спутниковому каналу связи из центра управления, который расположен на территории США на авиабазе Крич, что в штате Невада.
Скорость прохождения сигнала достигает 1,5 секунд, но зато при таком раскладе центр управления «Жнецами» находится вне зоны действия почти любого оружия противника. А автономность действия «Жнецов» вдали от аэродромов базирования во многом обусловлена именно такими методами управления.
И вот здесь мы немного отвлечемся. Не то чтобы от «Жнеца», а пристальнее посмотрим на способы управления.
Вот место пилотов-операторов Block 50 GСS фактически имитирует кабину обычного самолета, с подачей всей необходимой информации пилоту-оператору. Благодаря современной компьютерной базе управлять «Жнецом» может один человек. А второй член экипажа может все время отдать управлению системами вооружений. В общем, все как в обычном самолете.
Естественно, станция управления оснащена новейшей многоканальной системой связи Multi-Level Secure /Integrated Communication System (MLS /ICS), максимально защищенной от внешних воздействий. Система связи позволяет передавать по закрытым каналам большие объемы информации как в оперативный центр управления, так и делится ею с другими абонентами.
Управление беспилотниками с территории США, возможность доставки «Жнецов» транспортными самолетами С-17А и оборудование центров обслуживания практически на любом аэродроме делают MQ-9 «Reaper» весьма серьезным оружием.
Технические службы ВВС США обязаны за 8 часов развернуть комплекс обеспечения, пункт первичного управления и подготовить сам БПЛА для взлета и работы. Достаточно небольшое время.
И здесь внимание, вопрос: где в этой системе есть место для украинских «специалистов»?
Давайте будем честными: только один БПЛА MQ-9 стоит 30 миллионов долларов. А к нему еще станция управления, технический комплекс обслуживания, плюс «Жнец» управляется со специальных американских спутников.
Отдаст ли вменяемый человек управление аппаратом, у которого доступ к американской спутниковой системе навигации абы кому?
Одно дело, доверить небольшой одноразовый дрон-камикадзе типа «Switchblade» 600, который весит 23 кг и несет БЧ от «Джавелина», и который стоит около 100 000.
Или его младшего брата «Switchblade» 300, который стоит 6 000 долларов и несет гранату на расстояние в 10 км.
«Трехсотым» может вообще школьник управлять, а вот «Жнец» - штука более тонкая. Небольшой дрон-камикадзе может атаковать технику, в том числе и бронированную, артиллерию и РСЗО, системы ПВО и так далее. «Байрактар» тоже показал свои возможности по воздействию на различные цели.
Но если крошечные «Switchblade» 300 практически нереально засечь и обезвредить, то вот «Байрактары» почему-то регулярно падают на землю. Не так важно, кто тому виной, кривые руки операторов БПЛА или прямые руки расчетов ПВО, не так это важно.
А «Жнец»… Упавший беспилотник такой стоимости – это ощутимо. И неплохо было бы минимизировать возможности падения хотя бы по одной из причин.
Потому украинцев к управлению не допустят. Да и смысл везти их в США, учить… Куда проще пригнать свои расчеты, организовать канал связи в Неваду и спокойно запускать «Жнецов» хоть из-под Львова.
А что, дальность в 1900 км позволит, стартовав в Ивано-Франковске лететь хоть в Крым, хоть в Донецк, хоть к Крымскому мосту. И ущерба пара таких беспилотников может нанести на порядок больше, чем те же «Байрактары», которые дальше 150 км от пункта управления улететь не могут.
И конечно, никаких украинских военных даже рядом не будет. Максимум – охранять периметр. «Жнец» включен в систему американской военно-космической разведки и сомнительно, что украинцы, которые не являются даже членами НАТО, будут допущены к управлению.
И о чем это в итоге говорит?
О том, что конфликт на Украине таким образом переходит в новую фазу. С внешним вмешательством. «Жнецы», которые могут быть применены по российским войскам на Украине, скорее всего будут управляться американскими пилотами-операторами, обученными и полностью компетентными.
MQ-9 будут подключены к американской орбитальной группировке спутников, и на базе получаемых данных смогут наносить удары по заранее разведанным целям и объектам.
Это не полноценное участие в войне?
Конечно, наши «эксперты» уже рассказали на весь эфир, что большие и неуклюжие «Жнецы» будут падать под ударами российских систем ПВО хлеще, чем небольшие «Байрактары».
Теоретически, «Тор» и «Бук» запросто обнаружат и сковырнут с неба «Жнеца», это бесспорно и тут даже доказывать нечего. Это факт.
Вопрос наличия «Тора» или «Бука» в заданном районе. Уже сегодня в открытую говорят о том, что средств ПВО недостаточно, чтобы закрыть все небо над восточной частью Украины.
Но даже и те комплексы, которые имеются, не факт, что смогут оказать должное воздействие на «Жнецов». Ведь со спутников очень просто обнаружить и локализовать любой комплекс ПВО, как только он начнет развертывание. Соответственно, обойти, точнее, облететь такую проблему не составит особого труда.
Так что «Жнец» в небе Украины – это серьезная неприятность. Да, «Буки» и «Торы» - это превосходная техника, против которой у американского беспилотника нет шансов, но если «Жнецами» будут управлять опытные американские операторы, а не наспех подготовленные украинские (как было с «Байрактарами»), то и результат может быть другим.
Недооценка противника приводит к неприятным последствиям. Мы это уже успели увидеть в марте 2022 года. Поэтому стоит быть готовыми к тому, что придется столкнуться в небе Украины с американскими операторами «Жнецов», что автоматически переведет спецоперацию в несколько иную фазу.
Но – это вполне возможно, как и то, что «Жнец» может себя показать. Может, не так эффективно, как это было в странах, где американец не встречал сопротивления, но тем не менее. Если США подключат все возможности, это будет достойный противник.