Православный противокатолический катехизис:
О главенстве папы римского
Вопрос:
Правильно-ли утверждают католики, будто римский папа есть глава всей Церкви и наместник Бога на земле?
Ответ:
Нет неправильно. Главой Церкви является Сам Господь наш, Иисус Христос, как об этом пишет св. апостол Павел, говоря, что Бог «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его» (Ефес.1,22-23).
Вопрос:
А не поставил-ли Господь, Иисус Христос вместо Себя главою Церкви на земле кого-либо из апостолов?
Ответ:
Нет, не поставил: Господь запретил апостолам даже рассуждать о главенстве и старшинстве, когда сказал: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними. но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк.10,35-44).
Вопрос:
Как-же католики утверждают, будто Господь поставил главою Церкви и наместником Бога на земле св. апостола Петра?
Ответ:
Католики впадают в ошибку вследствие неправильного понимания слов Спасителя, сказанных апостолу Петру: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея.» (Мф.16,18-19).
Вопрос:
Что означают слова «на сем камне?»
Ответ:
Св. Иоанн Златоустый в в пятдесят третьей беседе на евангелиста Матфея говорит: «на сем камне Я создам Церковь мою», то-есть на вере исповедания. А в чем состоит исповедание апостола? Вот оно: Блаженный Августин во втором трактате на первое послание Иоанна пишет: «Что означают слова: созижду Церковь Мою на сем камне? Они означают: на сей вере, — на словах: Ты Христос, сын Бога Живаго.
Вопрос:
Какие же основания из Евангелия приводят католики в доказательство того, будто Спаситель поставил Петра главою Церкви и Своим наместником на земле?
Ответ:
Во-первых, католики приводят слова Спасителя Петру: «Симон! Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22,31-32). Из этих слов католики делают вывод, будто апостолу Петру было поручено утверждать остальных апостолов, или, что тоже, вверены над ними главенство и господство. Во-вторых, католики утверждают, будто Спаситель поручил апостолу Петру власть не только над христианами, но и над апостолами, когда повторив двукратно: «паси овец Моих», сказал также «паси агнцев Моих», что, по их мнению указывало на апостолов. (Ин.21,15-17)
Вопрос:
Как должно смотреть на вышеозначенное толкование католиков?
Ответ:
Толкование это несомненно неправильное и ошибочное. С одной стороны нет никаких оснований разуметь под именем братьев и агнцев, которых поручено было утверждать и пасти апостолу Петру, именно апостолов. С другой — апостолы сами никогда не считали Петра своим верховным главою.
Вопрос:
Откуда это видно?
Ответ:
Во-первых, из слов Господних к двенадцати Апостолам, из коих видно, что у них власть равная и нет для них другого наставника или Отца кроме Христа. Вот эти слова: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец который на небесах» (Мф.23,8-9).
Вопрос:
Но, может быть, эти слова сказаны не одним апостолам, но всем христианам?
Ответ:
Нет, потому что апостолы называли христиан детьми своими (Ин.2,1-18), а себя отцами, породившими их в духовную жизнь (Кор.4,15; 2 Кор.12,14).
Вопрос:
Откуда еще видно, что апостолы не считали Петра своим верховным главой?
Ответ:
Это видно хотя бы из того, что на соборе в Иерусалиме апостолы предоставили председательство не Петру, а Иакову (Деян.15,13). Известно также, что апостол Павел «противостал» однажды апостолу Петру. (Гал.2,11-14). Все это показывает, что апостолы считали Петра равным себе собратом, но никак не верховным главой над собою
Вопрос:
С какой целью пытаются католики доказать главенство апостола Петра?
Ответ:
Так как апостол Петр, по мнению католиков, был не только главою Церкви, но и епископом в городе Риме, то отсюда католики заключают, что их римский папа, как преемник апостола Петра, является главой всей Церкви.
Вопрос:
Был ли в действительности апостол Петр римским епископом?
Ответ:
Последнее подлежит большому сомнению. Апостол Павел в послании к Галатам пишет.«Узнав о благодати, данной мне, Иаков, Кифа (Петр) и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным.» (Гал.2,9) ибо, говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». (Гал.2, 7). Если же апостолу Петру от самого Господа было поручено, проповедывать обрезанным, то есть Иудеям, то каким образом мог он быть епископом римских христиан из язычников? Помимо этого, — апостол Павел, как известно, писал послание к римским христианам, чего он не сделал бы, если бы последние находились под руководством апостола Петра, самого главы Церкви, как утверждают католики, тем более, что апостол Павел прямо говорит в послании к Римлянам: «Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим.15,20).
Вопрос:
Признавали ли древние христиане римского папу главою всей Церкви?
Ответ:
Нет, не признавали. Известно, что по смерти апостолов, в том числе и апостола Петра, долго еще оставался в живых апостол Иоанн Богослов. Невозможно допустить, чтобы древние христиане ставили римского папу выше апостола Иоанна.
Вопрос:
Не стали ли христиане считать римского папу главою, Церкви в последующее время?
Ответ:
Нет, не стали. На Вселенских соборах, которые были голосом всей Церкви, было определено, чтобы римский папа имел равные права с прочими патриархами.
Вопрос:
Какие Вселенские соборы определили это?
Ответ:
Первый Вселенский собор 6-м, правилом постановил: «Да хранятся древние обычаи, принятые и в Египте и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей». Этим правилом римский папа ставился наравне с патриархами — Александрийским, Антиохийским и с другими областными епископами. Тот же собор 7-м правилом заповедал: «Понеже утвердися обыкновение и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающего в Елии (Иерусалиме); то да имеет он последование чести с сохранением достоинства, присвоенного митрополии.» Этим правилом наравне с папой был поставлен и патриарх Иерусалимский.
Второй Вселенский Собор 3 правилом порешил: Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римскому епископу, потому что град оный есть новый Рим. Этим правилом и Константинопольский патриарх был поставлен наравне с папой. Что было определено на двух первых Вселенских Соборах, то потом подтвердили последующие Вселенские Соборы.
Так 4-й Вселенский Собор 28-м. правилом постановил: „Определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества, поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению, и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, что град, получивший честь быть градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторым по нем». То же подтвердил 36-м правилом и шестой Вселенский Собор: Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а засим престол града, Иерусалима.
Таким образом, все областные епископы, или патриархи, имели, по определению Вселенских Соборов, одинаковые права и власть.
Вопрос:
Могли ли областные епископы, в том числе и папа римский, простирать свою власть на другие церкви?
Ответ:
Нет, не могли. «Областные епископы, заповедал Второй Вселенский Собор, да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области, и да не смешивают Церквей» (Прав. 2-е). То же определил 8-м правилом и Третий Вселенский Собор: «Да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную, епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников; но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отец, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирския».
Вопрос:
Как относились Соборы к притязаниям римских пап простирать свою власть на чужие церковные области?
Ответ:
Они воспрещали это под страхом низложения тех епископов, которые будут обращаться к суду пап. Так Карфагенский поместный собор, утвержденный 7-м Вселенским, правилом 139-м постановил: «Аще пресвитеры, диаконы и прочие низшие чины из клира, по имеющимся у них делам, не довольны решением своих епископов; то соседние епископы да слушают их, и прекословия их да разрешают избранные ими по согласию собственных их епископов. Аще-же и от них восхотят перенести дело в высший суд; то да переносят токмо в Африканские соборы, или к первенствующим епископам своих областей. А желающие перенести дело за море (т. е. в Рим), никем в Африке да не приемлются в общение».
Вопрос:
Чем же еще стараются латиняне доказать главенство своих пап?
Ответ:
Они, между прочим, говорят, что в Ветхом Завете был один первосвященник для всех верующих, почему и в Новом Завете должен быть один же духовный глава всех христиан, который предстательствовал бы за всех пред Богом.
Вопрос:
Можно ли найти в Писании подтверждение такой мысли?
Ответ:
Нет, напротив, апостол Павел ясно говорит, что заместителями ветхозаветных первосвященников, преемствовавших друг другу, будут не Новозаветные первосвященники-люди, а единый вечный первосвященник, Господь наш, Иисус Христос, (Евр.7,23,24 и 28).
Вопрос:
Что же следует ответить латинянам, когда они говорят, будто Иисус Христос не может теперь управлять Церковью, потому что Он вознесся на небо, а мы нуждаемся в видимом первосвященнике и ходатае за людей?
Ответ:
Им должно ответить словами апостола Павла о том, что Господь, Иисус Христос «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7,26).
Вопрос:
Какой вывод из вышесказанного должно сделать относительно учения католиков о главенстве римского папы?
Ответ: Вывод тот, что это учение противно заветам Спасителя, св. апостолов и преданию святой Церкви.