Кремль в давно начатой борьбе с пенсионерами решил не останавливаться на достигнутом. Минтруд предлагает изменить расчет прожиточного минимума для корректировки региональных доплат к пенсиям. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Поясним, о чем речь. Сейчас регионы самостоятельно определяют величину прожиточного минимума пенсионера на основании потребительской корзины и данных Росстата о потребительских ценах на продукты. Самый высокий прожиточный минимум пенсионера установлен для Чукотки — 19 тысяч рублей. В Москве он составляет 12 тысяч. В целом по России — 8,8 тысячи рублей.
Если пенсия гражданина ниже прожиточного минимума в регионе, регион ему доплачивает разницу из собственного бюджета с помощью федерального трансферта. Это позволяет пенсионерам не оказаться за чертой бедности.
Минтруд предлагает считать по-новому: соотношение фактического регионального и федерального прожиточного минимума за первое полугодие текущего года умножать на прогноз федерального прожиточного минимума пенсионера на следующий год. Предполагается, что Минэкономразвития будет закладывать такой прогнозный показатель в базовый прогноз социально-экономического развития.
Цель новаций Минтруда заявлена благая. По мнению ведомства, регионы высчитывают прожиточный минимум неточно. Дело в том, что законом не установлено, какие именно цены закладывать в расчет — фактические или прогнозные? И за какой период? Из-за этого, считают в Минтруде, в ряде регионов прожиточный минимум пенсионера необоснованно занижен или завышен.
Подозрения внушает именно фраза о «завышенных» региональных доплатах. Из-за этого, утверждают в ведомстве, региональные власти получают неоправданно завышенные трансферты из федерального бюджета.
В этом объяснении, возможно, кроется истинная причина пересмотра методики расчета прожиточного минимума. Кремль снова пытается сэкономить — и снова на пенсионерах.
Регионы у нас, как известно, в долгах — как в шелках. По данным Минфина, объем государственного долга субъектов РФ по состоянию на 1 марта 2019 года составил 2,118 трлн. рублей. Годом ранее сумма была несколько больше. Однако с учетом рекордной финансовой успешности минувшего года (в 2018-м, напомним, впервые с 2007-го общий бюджет регионов был закрыт с профицитом в 510 млрд руб.) сокращение госдолга не выглядит впечатляющим.
По данным агентства АКРА, регионы направили на погашение долга лишь пятую часть полученного профицита. Основная же сумма легла остатками на счетах администраций, отложенными «на черный день». Эти условные резервы в будущем могут быть потрачены для «затыкания» региональных дыр. В том числе — на региональные доплаты к пенсиям.
Федеральный центр такая ситуация очевидно не устраивает. И новая методика Минтруда, не исключено, призвана облегчить жизнь бюджету. По сути, власть создает механизм для снижения размеров пенсий в регионах. И вовсе не обязательно, что это будет какой-то резкий обвал. Прожиточный минимум можно будет снижать иезуитски — понемногу. Но в масштабе страны выигрыш для бюджета, надо думать, получится немалый.
— Показатель прожиточного минимума очень пригоден для проведения разного рода манипуляций, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Штука в том, что этот показатель рассчитывается на основе минимальной потребительской корзины, которая состоит из товаров-представителей. При этом не учитывается динамика цен — скажем, на обувь. Берется один товар-представитель. Это может быть галоша резиновая производства захолустного завода — в качестве демисезонный обуви. Галоши завод способен производить в минимальном количестве — несколько тысяч пар в год. Для статистиков это не важно. Важно, что цена на галоши не меняется, поскольку они спросом не пользуются и лежат на складе.
С точки зрения статистики, это «удобный» товар в качестве представителя. Его и берут для расчетов.
Замечу, 70% прожиточного минимума — это продукты питания. Остальные 30% должны, по идее, покрывать все социально-культурные нужды гражданина. Плюс — обязательные платежи. Понятно, в реальности этих денег не хватит. Но статистикам, которые прожиточный минимум рассчитывают, это тоже абсолютно неважно.
Так что предположение, что Минтруд хочет «подрезать» старикам прожиточный минимум — и, соответственно, пенсии — выглядит близким к истине.
«СП»: — Чем центр не устраивают нынешние прожиточные минимумы в регионах?
— Есть, насколько я знаю, большие претензии к прожиточному минимуму в Москве. В столице, напомню, минимальная пенсия установлена в 17 500 рублей. И бюджет столицы, с точки зрения федерального центра, чрезмерно большой. Его, понятно, уже сильно облегчили переводом крупнейших налогоплательщиков в Петербург и другие регионы. Но желание облегчить бюджет Москвы дополнительно наверняка не исчезло.
Да, в стране есть регионы, где прожиточный минимум и сегодня занижают. Это периферийные, дотационные регионы. Но пока их не так много.
От нового «подрезания» прожиточного минимума — уже в большинстве регионов! — власти однозначно выиграют. И надо понимать: этот шаг лежит в общем тренде на урезание социальных расходов. Самый яркий тому пример — решение о повышении пенсионного возраста.
Такое «подрезание» — скрытый, но очень твердый курс, который проводит правительство РФ. При полной поддержке, замечу, Госдумы. Где «Единая Россия» покорно и цинично голосует так, как необходимо администрации президента.
«СП»: — Предположим, Минтруд пересматривает прожиточный минимум именно с целью сэкономить на выплатах пенсий. О каком выигрыше может идти речь?
— Все просто: наши либеральные чиновники опять, я считаю, подставляют Путина. Напомню, что правительство начало индексацию пенсий на 7,05% с 1 января 2019 год. В результате многие пенсионеры не получили социальные выплаты за первый месяц 2019 года. Просто потому, что размер их пенсий превысил прожиточный минимум.
Возникла скандальная ситуация. Ведь реформа, как объясняли власти, затевалась именно за тем, чтобы поднять благосостояние пожилых. В итоге президент Владимир Путин во время послания Федеральному собранию в феврале поручил правительству пересмотреть правила индексации. И при этом сделать перерасчет пенсий «задним числом».
А теперь поясню на примере, что это означало для некоторых регионов. Скажем, до реформы минимальная пенсия в части из них была 8 тысяч рублей. При этом прожиточный минимум в условном регионе 11 тысяч. И поэтому 3 тысячи пенсионеру доплачивал регион.
В январе 2019 года прошла индексация — минимальная пенсия стала 8 500 рублей, прожиточный минимум — 11 100. И регион вместо 3 тысяч стал доплачивать 2 600 рублей. Региональные власть потирали руки: получилась неплохая экономия!
Но тут Путин распорядился, что пенсии надо индексировать с учетом социальной выплаты. И экономия у региона мгновенно испарилась.
И теперь Минтруд придумал, как ситуацию «исправить», чтобы сделать регионам облегчение — снизить прожиточный минимум. Такой подход, я считаю, позволит сдержать рост пенсий.
Замечу, нечто подобное чиновники уже проделывали в 2015 году. Тогда в конце года правительство приняло постановление о снижении прожиточного минимума. Основание — цены на картофель якобы снизились.
Читая этот документ, я скрежетал зубами. Ну, как может картошка зимой подешеветь? Где чиновники это увидели такое?! Тем не менее, прожиточный минимум был уменьшен на 200 рублей.
Нечто подобное произойдет, на мой взгляд, и на этот раз. В регионах снизят прожиточные минимумы — в целях «более точного» их изменения. Следом снизят и социальные доплаты. А общий размер пенсионных выплат не будет расти. Вопреки обещаниям о прибавке 1000 рублей в год.
И Путин в глазах жителей регионов окажется лгуном.
Поясним, о чем речь. Сейчас регионы самостоятельно определяют величину прожиточного минимума пенсионера на основании потребительской корзины и данных Росстата о потребительских ценах на продукты. Самый высокий прожиточный минимум пенсионера установлен для Чукотки — 19 тысяч рублей. В Москве он составляет 12 тысяч. В целом по России — 8,8 тысячи рублей.
Если пенсия гражданина ниже прожиточного минимума в регионе, регион ему доплачивает разницу из собственного бюджета с помощью федерального трансферта. Это позволяет пенсионерам не оказаться за чертой бедности.
Минтруд предлагает считать по-новому: соотношение фактического регионального и федерального прожиточного минимума за первое полугодие текущего года умножать на прогноз федерального прожиточного минимума пенсионера на следующий год. Предполагается, что Минэкономразвития будет закладывать такой прогнозный показатель в базовый прогноз социально-экономического развития.
Цель новаций Минтруда заявлена благая. По мнению ведомства, регионы высчитывают прожиточный минимум неточно. Дело в том, что законом не установлено, какие именно цены закладывать в расчет — фактические или прогнозные? И за какой период? Из-за этого, считают в Минтруде, в ряде регионов прожиточный минимум пенсионера необоснованно занижен или завышен.
Подозрения внушает именно фраза о «завышенных» региональных доплатах. Из-за этого, утверждают в ведомстве, региональные власти получают неоправданно завышенные трансферты из федерального бюджета.
В этом объяснении, возможно, кроется истинная причина пересмотра методики расчета прожиточного минимума. Кремль снова пытается сэкономить — и снова на пенсионерах.
Регионы у нас, как известно, в долгах — как в шелках. По данным Минфина, объем государственного долга субъектов РФ по состоянию на 1 марта 2019 года составил 2,118 трлн. рублей. Годом ранее сумма была несколько больше. Однако с учетом рекордной финансовой успешности минувшего года (в 2018-м, напомним, впервые с 2007-го общий бюджет регионов был закрыт с профицитом в 510 млрд руб.) сокращение госдолга не выглядит впечатляющим.
По данным агентства АКРА, регионы направили на погашение долга лишь пятую часть полученного профицита. Основная же сумма легла остатками на счетах администраций, отложенными «на черный день». Эти условные резервы в будущем могут быть потрачены для «затыкания» региональных дыр. В том числе — на региональные доплаты к пенсиям.
Федеральный центр такая ситуация очевидно не устраивает. И новая методика Минтруда, не исключено, призвана облегчить жизнь бюджету. По сути, власть создает механизм для снижения размеров пенсий в регионах. И вовсе не обязательно, что это будет какой-то резкий обвал. Прожиточный минимум можно будет снижать иезуитски — понемногу. Но в масштабе страны выигрыш для бюджета, надо думать, получится немалый.
— Показатель прожиточного минимума очень пригоден для проведения разного рода манипуляций, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Штука в том, что этот показатель рассчитывается на основе минимальной потребительской корзины, которая состоит из товаров-представителей. При этом не учитывается динамика цен — скажем, на обувь. Берется один товар-представитель. Это может быть галоша резиновая производства захолустного завода — в качестве демисезонный обуви. Галоши завод способен производить в минимальном количестве — несколько тысяч пар в год. Для статистиков это не важно. Важно, что цена на галоши не меняется, поскольку они спросом не пользуются и лежат на складе.
С точки зрения статистики, это «удобный» товар в качестве представителя. Его и берут для расчетов.
Замечу, 70% прожиточного минимума — это продукты питания. Остальные 30% должны, по идее, покрывать все социально-культурные нужды гражданина. Плюс — обязательные платежи. Понятно, в реальности этих денег не хватит. Но статистикам, которые прожиточный минимум рассчитывают, это тоже абсолютно неважно.
Так что предположение, что Минтруд хочет «подрезать» старикам прожиточный минимум — и, соответственно, пенсии — выглядит близким к истине.
«СП»: — Чем центр не устраивают нынешние прожиточные минимумы в регионах?
— Есть, насколько я знаю, большие претензии к прожиточному минимуму в Москве. В столице, напомню, минимальная пенсия установлена в 17 500 рублей. И бюджет столицы, с точки зрения федерального центра, чрезмерно большой. Его, понятно, уже сильно облегчили переводом крупнейших налогоплательщиков в Петербург и другие регионы. Но желание облегчить бюджет Москвы дополнительно наверняка не исчезло.
Да, в стране есть регионы, где прожиточный минимум и сегодня занижают. Это периферийные, дотационные регионы. Но пока их не так много.
От нового «подрезания» прожиточного минимума — уже в большинстве регионов! — власти однозначно выиграют. И надо понимать: этот шаг лежит в общем тренде на урезание социальных расходов. Самый яркий тому пример — решение о повышении пенсионного возраста.
Такое «подрезание» — скрытый, но очень твердый курс, который проводит правительство РФ. При полной поддержке, замечу, Госдумы. Где «Единая Россия» покорно и цинично голосует так, как необходимо администрации президента.
«СП»: — Предположим, Минтруд пересматривает прожиточный минимум именно с целью сэкономить на выплатах пенсий. О каком выигрыше может идти речь?
— Все просто: наши либеральные чиновники опять, я считаю, подставляют Путина. Напомню, что правительство начало индексацию пенсий на 7,05% с 1 января 2019 год. В результате многие пенсионеры не получили социальные выплаты за первый месяц 2019 года. Просто потому, что размер их пенсий превысил прожиточный минимум.
Возникла скандальная ситуация. Ведь реформа, как объясняли власти, затевалась именно за тем, чтобы поднять благосостояние пожилых. В итоге президент Владимир Путин во время послания Федеральному собранию в феврале поручил правительству пересмотреть правила индексации. И при этом сделать перерасчет пенсий «задним числом».
А теперь поясню на примере, что это означало для некоторых регионов. Скажем, до реформы минимальная пенсия в части из них была 8 тысяч рублей. При этом прожиточный минимум в условном регионе 11 тысяч. И поэтому 3 тысячи пенсионеру доплачивал регион.
В январе 2019 года прошла индексация — минимальная пенсия стала 8 500 рублей, прожиточный минимум — 11 100. И регион вместо 3 тысяч стал доплачивать 2 600 рублей. Региональные власть потирали руки: получилась неплохая экономия!
Но тут Путин распорядился, что пенсии надо индексировать с учетом социальной выплаты. И экономия у региона мгновенно испарилась.
И теперь Минтруд придумал, как ситуацию «исправить», чтобы сделать регионам облегчение — снизить прожиточный минимум. Такой подход, я считаю, позволит сдержать рост пенсий.
Замечу, нечто подобное чиновники уже проделывали в 2015 году. Тогда в конце года правительство приняло постановление о снижении прожиточного минимума. Основание — цены на картофель якобы снизились.
Читая этот документ, я скрежетал зубами. Ну, как может картошка зимой подешеветь? Где чиновники это увидели такое?! Тем не менее, прожиточный минимум был уменьшен на 200 рублей.
Нечто подобное произойдет, на мой взгляд, и на этот раз. В регионах снизят прожиточные минимумы — в целях «более точного» их изменения. Следом снизят и социальные доплаты. А общий размер пенсионных выплат не будет расти. Вопреки обещаниям о прибавке 1000 рублей в год.
И Путин в глазах жителей регионов окажется лгуном.