Предприниматель Олег Дерипаска в ходе встречи в Нижнем Новгороде с рабочими Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), крупнейшего актива его холдинга «Русские машины», предупредил их о надвигающемся мировом кризисе. Об этом сообщила пресс-служба компании.
Сообщается, что грядущий мировой кризис олигарх объяснил торговыми войнами между США и Китаем. Он также предупредил рабочих, что американские санкции это всерьез и надолго, и компании остается только бороться за продление лицензий Управления по контролю над иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США — делана, до которого будет возможно совершать сделки с группой ГАЗ, не опасаясь действия санкций. Последний раз, напоминает издание, этот срок продлили до 8 ноября.
Кроме того, Дерипаска сообщил рабочим о возможностях увеличения занятости в отрасли:
в автопроме будет создано 30 000 рабочих мест за счет строительства новых компонентных производств в рамках программы импортозамещения. По его словам, эта программа разрабатывается сейчас в правительстве, инвестиции составят 240 млрд руб., но для участия в этой программе бизнесу необходимо банковское финансирование по доступным ставкам.
Ранее «Коммерсантъ» предупреждал о том, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Необходимость этой меры в компании объяснили ухудшением ситуации на рынке коммерческого транспорта и последствием западных санкций.
В начале августа сообщалось о предложении Минпромторга выделить 150 млрд руб. из бюджета до 2025 года для программы по защите автопрома от санкций. Сообщалось, что за эти деньги планируется локализовать производства автокомпонентов. В случае одобрения этой инициативы в правительстве их могут получить ГАЗ, КамАЗ и «Соллерс». В рамках программы ведомство предлагает создать производство дизельного двигателя объемом до 3 л для легких коммерческих и легковых автомобилей, а также компонентов двигателя, в числе которых детали газораспределительного механизма, компонентов шасси, трансмиссии и пр. Но, по данным газеты, эту идею пока не одобрили другие профильные ведомства
Группа ГАЗ попала под санкции США в апреле прошлого года вместе с другими компаниями Дерипаски, но осталась последним его активом, с которого еще не были сняты ограничения. Ранее сообщалось, что Дерипаска фактически отказался от контроля над РУСАЛом: Минфин США согласился снять санкции предприятия после того, как он снизит долю в контролирующем акционере компании En+.
В апреле бизнесмен говорил о готовности отказаться и от контроля над группой ГАЗ. В качестве примера негативных последствий санкций он приводил отказ от сотрудничества с российским автопроизводителем немецкой Daimler.
Что теперь? Сдаст предприятие американцам, как ранее РУСАЛ? Насколько поможет переход на четырехдневную рабочую неделю? К каким реальным последствиям он может привести?
Напомним, что в июле о перспективах четырехдневной рабочей недели рассказал глава российского правительства Дмитрий Медведев. По его словам, технологический процесс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени.
Что стоит за заявлениями Медведева? Правительство реально готово заставить экономить всю страну?
— Олег Дерипаска — олигарх еще ельцинского призыва, входящий в Семью первого президента России. Стал показательным мальчиком для битья для США, после введения антироссийских санкций, —считает лидер петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев.
— Он тратил огромные суммы на юристов в попытках доказать в судах, что он не связан с российскими властями. Не удалось. Пришлось отказаться от контроля над РУСАЛом, который он сам активно «интегрировал» в западную экономику, в пользу американцев же. Вот и сейчас РУСАЛ строит один из крупнейших металлургических заводов в США, в штате Кентукки.
Теперь пришла очередь ГАЗа. Выступление Дерипаски в этом смысле — классика жанра: олигарх рассказывает рабочим о мировом кризисе, предлагает затянуть пояса и готовиться к худшему. Соответственно сокращенная рабочая неделя и меньшие зарплаты. Все в строгом соответствии со сложившимся принципом: убытки, которые несут члены путинского окружения из-за санкций, должны возмещаться дорогими россиянами.
При этом Дерипаска категорически против национализации ГАЗа, считая почему-то, что у предприятия при этом «нет шансов выжить». Зато просит господдержки, посылая сигнал президенту Владимиру Путину. Который, как известно, к нуждам ельцинской Семьи в широком смысле всегда прислушивается. Так что, надо думать, на бедность Олегу Владимировичу подкинет. Тем более, что именно на ГАЗе он объявил о решении пойти на нынешний президентский срок.
— Заявления Дерипаски вызваны тем, что с ГАЗа, в отличие от РУСАЛа, санкции не сняты, отмечает политолог Иван Лизан.
— Группа компаний под санкциями, но их вступление в силу приостановлено. Сами санкции как дамоклов меч нависают над множеством субъектов: рабочими заводов, которые грозят остаться без заработка, региональными и федеральными властями (им нужно будет решать проблемы с трудоустройством рабочих и компенсировать ущерб для экономики страны от прекращения производства) и руководством компании, в т. ч. и самим Дерипаской. Для последнего вступление санкций в силу означает резкое ослабление его позиций среди товарищей по капиталистическому классу и необходимость нести дополнительные финансовые, политические и репутационные издержки.
«СП»: — Дерипаска рассказал о надвигающемся мировом кризисе из-за торговой войны между США и Китаем. Как эти войны отразятся на России и предприятиях Дерипаски?
— Напрямую никак — ГАЗ не поставляет грузовики в США и Китай — на этих рынках хватает своих производителей. А вот косвенно да: кризис — это всегда снижение деловой активности, в том числе падение объёмов грузоперевозок автотранспортом и снижение спроса на автомобили. А ГАЗовская «Газель» в конце 1990-х-начале 2000-х натурально спасла экономическую активность в России, да и сам автозавод. В те годы в стране лёгкие грузовики подобные «Газели» не производили, а ГАЗ выпускал лишь крупные машины, которые к тому времени морально устарели.
Дерипаска в условиях текущей торговой войны оказался самым слабым звеном. Алюминий реализовывался на внешних рынках (потребление на внутреннем рынке рухнуло из-за деиндустриализации), но доля РУСАЛа в мировом масштабе не настолько большая чтобы объёмы производства не смогли заместить другие игроки. ГАЗ же оказался катастрофически зависим от иностранных комплектующих и агрегатов — когда менеджмент олигарха встраивали ГАЗ в мировой рынок, то санкции казались чем-то из области фантастики и считалось, что поставки автокомпонентов никто не прекратит. А вышло так, что они стали реальностью. Как оно может быть в наихудшем случае показывает пример Ирана, где автопром просто рухнул после выхода США из иранской СВПД.
«СП»: — По словам Дерипаски, санкции надолго и компании остается только бороться за продление США разрешения на проведение сделок с ней. Каким образом бороться? Отдать американцам ГАЗ, как отдали РУСАЛ?
— Варианта три: без конца переносить срок вступления санкций (но рано или поздно это не сработает), принять санкции как неизбежность и перестроить логистические цепочки, переориентировавшись на других поставщиков и импортозамещение (это очень сложно и потребует огромного труда проектировщиков и инженеров), сдать ГАЗ условному Ford (по образцу сдачи РУСАЛа).
Пока что, как видно, реализуются два первых варианта одновременно. Впрочем, Ford на российском рынке работает в том же сегменте, что и ГАЗ. Поэтому государству важно поддерживать именно ГАЗ, а не Ford, в том числе и через госзакупки, льготное кредитование и программу утилизационного сбора.
«СП»: — Дерипаска также сообщил рабочим, что в автопроме будет создано 30 000 рабочих мест за счет строительства новых компонентных производств в рамках программы импортозамещения. Инвестиции, по словам бизнесмена, составят 240 млрд руб., но для участия в этой программе бизнесу нужно банковское финансирование по доступным ставкам. Будет ли это финансирование? И о каком импортозамещении речь? Оно работает?
— Финансирование, несомненно, будет. Во-первых, ГАЗ — это львиная доля занятых Нижнего Новгорода. Во-вторых, остановка ГАЗа и прекращение выпуска им грузовиков — это попадание в зависимость от импорта. В-третьих, гибель такого предприятия — удар по власти. В-четвёртых, кризис является ещё и возможностью для роста экономики и машиностроения. В-пятых, импортозамещение сейчас в моде.
Импортозамещать будут то, что приходится сейчас импортировать для производства машин, а это тысячи товарных позиций. Импортозамещение сработает, но нужно понимать, что это длительный и крайне сложный процесс: чиновники утратили навыки управления сложными процессами, инженерная школа ослабла, да и не всё можно импортозаместить таким образом, чтобы продукция оказалась дешевле импортной — сказываются различия в объёме рынков.
При этом нужно понимать, что европейский и американский автопром (в том числе производство грузовиков) являются мировыми лидерами по затратам на НИОКР и задают тренды развития на мировом рынке. Россия с Китаем во втором дивизионе — они догоняют США и ЕС, но догнать не смогут.
«СП»: — Ранее стало известно, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Насколько это реально, и как это отразится на работе предприятия и его сотрудниках?
— Сложно сказать — я не работник ГАЗа, и, тем более, не его менеджер. Но вполне возможно и это будет большой проблемой для властей и рабочих.
«СП»: — А что на самом деле обозначает заявление Медведева четырехдневной недели? Правительство хочет всю страну заставить экономить?
— Это заявление из другой оперы: власть пытается как-то сгладить последствия прошлогодней пенсионной реформы, которую население не приняло. Поэтому обсуждается такая инициатива, но будет ли хоть что-то реализовано сложно сказать. Пока что не от чего даже оттолкнуться — нет ни законопроектов, ни проектов подзаконных актов, которые примерно объясняли бы что правительство хочет реализовать.
— Торговая война США и КНР может привести к спаду мировой экономики, что вызовет падение цены на нефть, а вследствие этого правительство вынуждено будет сократить расходы, в частности свернуть программы поддержки промышленности, в том числе связанные с испортозамещением, — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Как видно из выступления Дерипаски, он на эти программы серьезно рассчитывает, о чем он и посчитал нужным уведомить государственное руководство посредством обращения к рабочим ГАЗа. По всей видимости, автозавод может больше, чем другие предприятия, связанные с холдингами, контролируемыми Дерипаской пострадать от сокращения правительственных программ.
«СП»: — Как Дерипаска предполагает бороться с санкциями? Отдавать производство американцам, как с РУСАЛом?
— Именно это, как кажется, Дерипаска и имеет ввиду. Он предупреждает, что вынужден будет передать под контроль американских корпораций новые предприятия, если правительство снизит их поддержку или сократит государственный государственный заказ.
«СП»: — Ранее сообщалось о том, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Это поможет? А как насчёт аналогичного предложения Медведева? Что за ней скрывается?
— На общем положении ГАЗа это, скорее всего, не скажется, но это поможет избежать массового сокращения работников автозавода. Власть опасается роста безработицы, и введение четырехдневной рабочей недели позволит ее избежать.
Инициатива Медведева, на мой взгляд, говорит о том, что правительство опасается существенного спада в промышленности. Поэтому правительство фактически предложило собственникам крупных промышленных предприятий выход в случае возникновения трудной ситуации. Вместо того, чтобы сокращать пятую часть сотрудников, собственникам советуют перевести все предприятие на четырехдневную неделю и дают понять, что власть поддержит подобные меры. Что касается требования премьер-министра сохранить нынешний уровень заработной платы, то оно не имеет практического смысла. Хотя бы потому, что в случае падения промышленного производства, правительство снизит стоимость национальной валюты, чтобы поддержать отечественных производителей. А это неизбежно приведет к падению уровня реальной заработной платы.
Сообщается, что грядущий мировой кризис олигарх объяснил торговыми войнами между США и Китаем. Он также предупредил рабочих, что американские санкции это всерьез и надолго, и компании остается только бороться за продление лицензий Управления по контролю над иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США — делана, до которого будет возможно совершать сделки с группой ГАЗ, не опасаясь действия санкций. Последний раз, напоминает издание, этот срок продлили до 8 ноября.
Кроме того, Дерипаска сообщил рабочим о возможностях увеличения занятости в отрасли:
в автопроме будет создано 30 000 рабочих мест за счет строительства новых компонентных производств в рамках программы импортозамещения. По его словам, эта программа разрабатывается сейчас в правительстве, инвестиции составят 240 млрд руб., но для участия в этой программе бизнесу необходимо банковское финансирование по доступным ставкам.
Ранее «Коммерсантъ» предупреждал о том, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Необходимость этой меры в компании объяснили ухудшением ситуации на рынке коммерческого транспорта и последствием западных санкций.
В начале августа сообщалось о предложении Минпромторга выделить 150 млрд руб. из бюджета до 2025 года для программы по защите автопрома от санкций. Сообщалось, что за эти деньги планируется локализовать производства автокомпонентов. В случае одобрения этой инициативы в правительстве их могут получить ГАЗ, КамАЗ и «Соллерс». В рамках программы ведомство предлагает создать производство дизельного двигателя объемом до 3 л для легких коммерческих и легковых автомобилей, а также компонентов двигателя, в числе которых детали газораспределительного механизма, компонентов шасси, трансмиссии и пр. Но, по данным газеты, эту идею пока не одобрили другие профильные ведомства
Группа ГАЗ попала под санкции США в апреле прошлого года вместе с другими компаниями Дерипаски, но осталась последним его активом, с которого еще не были сняты ограничения. Ранее сообщалось, что Дерипаска фактически отказался от контроля над РУСАЛом: Минфин США согласился снять санкции предприятия после того, как он снизит долю в контролирующем акционере компании En+.
В апреле бизнесмен говорил о готовности отказаться и от контроля над группой ГАЗ. В качестве примера негативных последствий санкций он приводил отказ от сотрудничества с российским автопроизводителем немецкой Daimler.
Что теперь? Сдаст предприятие американцам, как ранее РУСАЛ? Насколько поможет переход на четырехдневную рабочую неделю? К каким реальным последствиям он может привести?
Напомним, что в июле о перспективах четырехдневной рабочей недели рассказал глава российского правительства Дмитрий Медведев. По его словам, технологический процесс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени.
Что стоит за заявлениями Медведева? Правительство реально готово заставить экономить всю страну?
— Олег Дерипаска — олигарх еще ельцинского призыва, входящий в Семью первого президента России. Стал показательным мальчиком для битья для США, после введения антироссийских санкций, —считает лидер петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев.
— Он тратил огромные суммы на юристов в попытках доказать в судах, что он не связан с российскими властями. Не удалось. Пришлось отказаться от контроля над РУСАЛом, который он сам активно «интегрировал» в западную экономику, в пользу американцев же. Вот и сейчас РУСАЛ строит один из крупнейших металлургических заводов в США, в штате Кентукки.
Теперь пришла очередь ГАЗа. Выступление Дерипаски в этом смысле — классика жанра: олигарх рассказывает рабочим о мировом кризисе, предлагает затянуть пояса и готовиться к худшему. Соответственно сокращенная рабочая неделя и меньшие зарплаты. Все в строгом соответствии со сложившимся принципом: убытки, которые несут члены путинского окружения из-за санкций, должны возмещаться дорогими россиянами.
При этом Дерипаска категорически против национализации ГАЗа, считая почему-то, что у предприятия при этом «нет шансов выжить». Зато просит господдержки, посылая сигнал президенту Владимиру Путину. Который, как известно, к нуждам ельцинской Семьи в широком смысле всегда прислушивается. Так что, надо думать, на бедность Олегу Владимировичу подкинет. Тем более, что именно на ГАЗе он объявил о решении пойти на нынешний президентский срок.
— Заявления Дерипаски вызваны тем, что с ГАЗа, в отличие от РУСАЛа, санкции не сняты, отмечает политолог Иван Лизан.
— Группа компаний под санкциями, но их вступление в силу приостановлено. Сами санкции как дамоклов меч нависают над множеством субъектов: рабочими заводов, которые грозят остаться без заработка, региональными и федеральными властями (им нужно будет решать проблемы с трудоустройством рабочих и компенсировать ущерб для экономики страны от прекращения производства) и руководством компании, в т. ч. и самим Дерипаской. Для последнего вступление санкций в силу означает резкое ослабление его позиций среди товарищей по капиталистическому классу и необходимость нести дополнительные финансовые, политические и репутационные издержки.
«СП»: — Дерипаска рассказал о надвигающемся мировом кризисе из-за торговой войны между США и Китаем. Как эти войны отразятся на России и предприятиях Дерипаски?
— Напрямую никак — ГАЗ не поставляет грузовики в США и Китай — на этих рынках хватает своих производителей. А вот косвенно да: кризис — это всегда снижение деловой активности, в том числе падение объёмов грузоперевозок автотранспортом и снижение спроса на автомобили. А ГАЗовская «Газель» в конце 1990-х-начале 2000-х натурально спасла экономическую активность в России, да и сам автозавод. В те годы в стране лёгкие грузовики подобные «Газели» не производили, а ГАЗ выпускал лишь крупные машины, которые к тому времени морально устарели.
Дерипаска в условиях текущей торговой войны оказался самым слабым звеном. Алюминий реализовывался на внешних рынках (потребление на внутреннем рынке рухнуло из-за деиндустриализации), но доля РУСАЛа в мировом масштабе не настолько большая чтобы объёмы производства не смогли заместить другие игроки. ГАЗ же оказался катастрофически зависим от иностранных комплектующих и агрегатов — когда менеджмент олигарха встраивали ГАЗ в мировой рынок, то санкции казались чем-то из области фантастики и считалось, что поставки автокомпонентов никто не прекратит. А вышло так, что они стали реальностью. Как оно может быть в наихудшем случае показывает пример Ирана, где автопром просто рухнул после выхода США из иранской СВПД.
«СП»: — По словам Дерипаски, санкции надолго и компании остается только бороться за продление США разрешения на проведение сделок с ней. Каким образом бороться? Отдать американцам ГАЗ, как отдали РУСАЛ?
— Варианта три: без конца переносить срок вступления санкций (но рано или поздно это не сработает), принять санкции как неизбежность и перестроить логистические цепочки, переориентировавшись на других поставщиков и импортозамещение (это очень сложно и потребует огромного труда проектировщиков и инженеров), сдать ГАЗ условному Ford (по образцу сдачи РУСАЛа).
Пока что, как видно, реализуются два первых варианта одновременно. Впрочем, Ford на российском рынке работает в том же сегменте, что и ГАЗ. Поэтому государству важно поддерживать именно ГАЗ, а не Ford, в том числе и через госзакупки, льготное кредитование и программу утилизационного сбора.
«СП»: — Дерипаска также сообщил рабочим, что в автопроме будет создано 30 000 рабочих мест за счет строительства новых компонентных производств в рамках программы импортозамещения. Инвестиции, по словам бизнесмена, составят 240 млрд руб., но для участия в этой программе бизнесу нужно банковское финансирование по доступным ставкам. Будет ли это финансирование? И о каком импортозамещении речь? Оно работает?
— Финансирование, несомненно, будет. Во-первых, ГАЗ — это львиная доля занятых Нижнего Новгорода. Во-вторых, остановка ГАЗа и прекращение выпуска им грузовиков — это попадание в зависимость от импорта. В-третьих, гибель такого предприятия — удар по власти. В-четвёртых, кризис является ещё и возможностью для роста экономики и машиностроения. В-пятых, импортозамещение сейчас в моде.
Импортозамещать будут то, что приходится сейчас импортировать для производства машин, а это тысячи товарных позиций. Импортозамещение сработает, но нужно понимать, что это длительный и крайне сложный процесс: чиновники утратили навыки управления сложными процессами, инженерная школа ослабла, да и не всё можно импортозаместить таким образом, чтобы продукция оказалась дешевле импортной — сказываются различия в объёме рынков.
При этом нужно понимать, что европейский и американский автопром (в том числе производство грузовиков) являются мировыми лидерами по затратам на НИОКР и задают тренды развития на мировом рынке. Россия с Китаем во втором дивизионе — они догоняют США и ЕС, но догнать не смогут.
«СП»: — Ранее стало известно, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Насколько это реально, и как это отразится на работе предприятия и его сотрудниках?
— Сложно сказать — я не работник ГАЗа, и, тем более, не его менеджер. Но вполне возможно и это будет большой проблемой для властей и рабочих.
«СП»: — А что на самом деле обозначает заявление Медведева четырехдневной недели? Правительство хочет всю страну заставить экономить?
— Это заявление из другой оперы: власть пытается как-то сгладить последствия прошлогодней пенсионной реформы, которую население не приняло. Поэтому обсуждается такая инициатива, но будет ли хоть что-то реализовано сложно сказать. Пока что не от чего даже оттолкнуться — нет ни законопроектов, ни проектов подзаконных актов, которые примерно объясняли бы что правительство хочет реализовать.
— Торговая война США и КНР может привести к спаду мировой экономики, что вызовет падение цены на нефть, а вследствие этого правительство вынуждено будет сократить расходы, в частности свернуть программы поддержки промышленности, в том числе связанные с испортозамещением, — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Как видно из выступления Дерипаски, он на эти программы серьезно рассчитывает, о чем он и посчитал нужным уведомить государственное руководство посредством обращения к рабочим ГАЗа. По всей видимости, автозавод может больше, чем другие предприятия, связанные с холдингами, контролируемыми Дерипаской пострадать от сокращения правительственных программ.
«СП»: — Как Дерипаска предполагает бороться с санкциями? Отдавать производство американцам, как с РУСАЛом?
— Именно это, как кажется, Дерипаска и имеет ввиду. Он предупреждает, что вынужден будет передать под контроль американских корпораций новые предприятия, если правительство снизит их поддержку или сократит государственный государственный заказ.
«СП»: — Ранее сообщалось о том, что ГАЗ может перейти на четырехдневную рабочую неделю с сокращением оплаты труда с 21 октября по 20 апреля 2020 г. Это поможет? А как насчёт аналогичного предложения Медведева? Что за ней скрывается?
— На общем положении ГАЗа это, скорее всего, не скажется, но это поможет избежать массового сокращения работников автозавода. Власть опасается роста безработицы, и введение четырехдневной рабочей недели позволит ее избежать.
Инициатива Медведева, на мой взгляд, говорит о том, что правительство опасается существенного спада в промышленности. Поэтому правительство фактически предложило собственникам крупных промышленных предприятий выход в случае возникновения трудной ситуации. Вместо того, чтобы сокращать пятую часть сотрудников, собственникам советуют перевести все предприятие на четырехдневную неделю и дают понять, что власть поддержит подобные меры. Что касается требования премьер-министра сохранить нынешний уровень заработной платы, то оно не имеет практического смысла. Хотя бы потому, что в случае падения промышленного производства, правительство снизит стоимость национальной валюты, чтобы поддержать отечественных производителей. А это неизбежно приведет к падению уровня реальной заработной платы.