Выступая на вебинаре, организованном Деловым советом США и Катара, министр энергетики и главный исполнительный директор государственной корпорации Qatar Petroleum Саад Шерида аль-Кааби заявил, что Катар намерен нарастить производство газа. То есть планы по выходу эмирата на уровень экспорта в 126 млн. тонн газа в год (сегодня 77 млн. тонн) остаются неизменными.
Эта интерпретация события настолько понравилась журналистам, что никакой другой они даже в голову не берут. Между тем, все пока выглядит совсем не так. Наоборот, очень похоже, что Катар и Россия решили выбросить с рынка кого-то другого. Ну того, который для Москвы всегда «третий лишний». То есть американцев.
Европейское табу Катара
Еще в начале 1990-х Катар был самым нищим эмиратом Персидского залива, население которого выращивало финики, разводило верблюдов и ловило жемчуг. Нефтью это молодое государство (получило независимость в 1970 году) было обделено, а единственное, но самое большое в мире газовое месторождение Южный Парс/Северное, которое эмират делит с Ираном находилось на морском дне залива.
Первый проект по добыче газа возник в начале 1980-х, но был реализован только в 1997 году, в виде трех небольших линий по сжижению проекта Qatargas-1 суммарной мощностью 6 млн. тонн в год. Затем во время модернизации (путем замены оборудования на более мощное) ее мощность довели до 10 млн. тонн.
Затем на протяжении следующих 14 лет были введены еще 13 линий и суммарный объем поставок СПГ газа на мировой рынок увеличился до 77 млн. тонн в год, на которых он и держится вот уже на протяжении 10 лет.
И это очень примечательный факт, который показывает насколько серьезный был уровень планирования переформатирования Ближнего Востока и насколько важными были у США планы на Катар.
Дело в том, что основными партнерами Катара в последних проектах являются именно американские компании. И в первую очередь ЕxxonMobil. И очень примечательно, что резкое прекращение планов строительства новых заводов по сжижению совпало со временем с «Арабской весной» и планами на прокладку из Катара газовой трубы в Европу. И только когда эти планы окончательно рухнули, эмират вернулся к планам по строительству новых линий по сжижению.
На кого они будут рассчитаны? Почему-то вся свора кириллического сегмента «экспертов» уверена, что все это козни против «русских», у которых катарцы намереваются откусить здоровенный кусок в первую очередь европейского рынка.
Как мы помним, в первой части «катарского расследования» мною были приведены аргументы, что Катар и Россия договорились и в первую очередь по газу (а о чем с катарцами Москва еще может договариваться), а значит мы имеем противоречие.
На самом деле противоречия никакого нет, если отбросить уже старые навязанные американцами ранее шаблоны, что Катар априори бодается с Россией по газу и спит и видит, как бы ему выдавить ее с газовых рынков. На самом деле, если мы отбросим шаблоны и обратимся к фактам, то увидим, что ситуация выглядит совершенно по-другому.
Для начала. До 2011 года включительно, все было именно так, как и описывают ситуацию наши «эксперты». Катар вне зависимости от того, что ему было выгодно продавать газ в Азию, весь свой свободный от длинных контрактов продукт (а это более четверти его СПГ) продавал в Европе и суммарно в этом пиковом году продал его более 43 млн. тонн.
А затем, как бабка пошептала. Начиная с 2013 года Катар из года в год на европейском рынке придерживается цифры 24-25 млн. тонн (за исключением 2015 года, когда он продал 27,8 млн. тонн газа). Причем новые контракты на поставку заключаются только взамен поставок по другим направлениям.
При этом после 2011 года Катар перешел к практике заключения долгосрочных контрактов с азиатскими странами (Япония, Южная Корея, Китай), а также ищет новые рынки сбыта – Пакистан Индия, страны Южной Америки и т.д. То есть он продает лишний газ куда угодно, но только не в Европу, где у него судя по всему есть некая негласная квота, которая не исключено в будущем может быть расширена. За счет кого? А вот тут мы и подходим к главному.
Это все предположение, но основанное на некоторых уже существующих фактах.
Факт 1. США и Саудовская Аравия с 2014 года очень недовольны Катаром.
Факт 2. Сотрудничество Катара с российскими производителями по формуле СПГ-СПГ. Это новая практика, которая стала возможной в результате недавних договоренностей между двумя странами. Российский НОВАТЭК за счет своего лишнего газа закрывает катарские поставки в Европу, а Катар взамен поставляет свой продукт российским партнерам. Тем самым обе стороны получают конкурентные преимущества по отношению к третьим страна-экспортерам газа. И это помогает им завоевывать рынки.
У кого? А давайте не будем искать «черную кошку, особенно там, где ее нет», а посмотрим новости. Кто у нас в последние месяцы резко сократил поставки газа и у кого на лето планируется обвал на 60%? Правильно, у американцев. А вот русские и катарцы свои планы по постройке новых заводов не отменяют.
И я уже молчу о серьезном входе катарцев в российские нефтегазовые проекты (в т.ч. и «Роснефть», которую очень не любят американцы), которые во все времена обозначали только одно. Катар серьезно настроен на сотрудничество с Россией и это его сознательный выбор.
А отсюда более верно предположить, что именно американцы станут на рынке третьими лишними. Причем, пока все говорит о том, что Катар и Россия для достижения этой цели объединили свои усилия. И таки очень может быть, что дополнительные объемы катарского газа таки окажутся на европейском рынке. Но взамен не русского, а американского. По крайней мере пока все идет именно к этому.
Именно отсюда и наезд Саудовской Аравии в 2017 году, который удалось отбить только угрозой применения военной силы против зарвавшихся саудитов, а также временами появляющиеся слухи об очередном раскрытом заговоре американцев, которые планировали осуществить государственный переворот в Катаре. И я очень не удивлюсь, если узнаю, что эти неудачи преследуют знающих толк в этом деле американцев только потому, что защитой катарской династии занимаются равные им по опыту и силе специалисты.
Вот так выглядят факты господа оппоненты, а то, что вы разгоняете третий день по кириллическому сегменту, это ваши хотелки. Хотя, даже не ваши. Это хотелки кое-кого другого. Того, кто сегодня проигрывает газовую войну, о чем мы более подробно и поговорим в следующей части моего «газового цикла».