01.06.2020 13:50
Вчера американские астронавты NASA Боб Бенкен и Даг Херли были доставлены на борт Международной космической станции на борту корабля Crew Dragon. В США это было объявлено настоящим прорывом, а Илону Маску дало повод пофантазировать о будущих великих проектах его компании.
Между тем, если разобраться, американцы, не выдумали ничего нового, а просто полностью скопировали советскую систему «Союз-Прогресс», которая была разработана еще в 1970-х для обслуживания околоземных космический станций «Салют». Чем сегодня, судя по заголовкам в СМИ очень и очень гордятся…
Разорительный «Челнок».
Все началось в начале 2000-х, когда после второй катастрофы «шаттла» «Колумбия» в США задались задачей решить проблему своего … отставания от русских в пилотируемой космонавтике. На тот момент уже работала МКС, а доставка астронавтов на ее борт «шаттлами» была крайне дорогой (100 млн. долл. за голову, и то при полной загрузке – 7 человек, что было вдвое избыточно).
И пока они создавали свою систему, было решено воспользоваться русской любезностью и возить своих астронавтов на «Союзах», тем более, что тем было «по пути», а еще потому, что у России на тот момент с деньгами было не густо.
А еще было принято принципиальное решение, о коммерциализации космической программы. Об этом мы подробно поговорим в следующий раз, а пока констатируем, что так называемая пилотируемая программа «Фалкон-Драгон», очередной этап испытания которой состоялся вчера имела целью догнать русских, и сделать так, чтобы пилотируемая космонавтика не была такой дорогой, как раньше.
Как выглядит американский «прорыв»
Итак, программа SpaceX по созданию универсального корабля для доставки на МКС астронавтов и грузов получила старт примерно 10 лет назад. Суммарно на разработку корабля Маск получил более 2,5 млрд. долл., а потому в дальнейших расчетах мы должны учитывать, что стоимость запуска ракеты не есть стоимость всей программы. Собственно, как мы это будем делать и с российским «Союзом».
И этот самый Crew Dragon, который вчера состыковался с международной космической станцией. И именно этот корабль преподносится Маском, как более дешевая альтернатива российской системе «Союз»-«Прогресс», полным функциональным аналогом которой он по сути и является.
Только вот дешевой ли? Давайте разбираться.
Как и в других проектах Маска, красиво и «дешево» все выглядит только на презентациях и картинках. Давайте сравним стоимость «миссий». Эти цифры хорошо известны. НАСА уже заключило с кампанией SpaceX, контракт стоимостью 2 млрд. долл. на 15 миссий. То есть каждая миссия обойдется (если цены не будут изменены, что совсем не исключено, зная американскую практику) в 133 млн. долл. Причем, стоимость разработки КК НАСА оплачивала по отдельной программе, потому это именно стоимость собственно пуска.
Теоретическая себестоимость доставки одного человека на орбиту с учетом четырех мест на корабле составляет 133/4= 33 млн. долл., что много меньше, 85 млн. долл., которые драли с американцев «русские» за последние «плацкартные места» на своих «Союзах». Но ведь это стало практикой только тогда, когда американцы начали разработку собственного корабля. А до этого их «возили» на МКС за вполне себе сносные 30-40 млн. долл. за голову.
И такая цена была вполне себе конкурентоспособной. Дело в том, что корабль «Союз» трехместный. Его стоимость примерно 25-30 млн. $, плюс еще 45-50 млн.$ составляет стоимость РН «Союз 2.1» и разгонного блока «Фрегат». Итого имеем в районе 75-80 млн. долл. на миссию (с учетом прибыли производителей, то есть сравнение более, чем корректное). Или около 25-27 млн. долл. за человека.
То есть, если отбросить словесный поток от Маска, любящего рассказывать о своих прорывных технологиях, на поверку новая космическая система доставки грузов и людей в космос, которая объявлена сверхдешевой и прорывной по сути является успешной, но функциональной копией работающей уже десятки лет советской, а затем и российской системы «Союз-Прогресс», с примерно теми же стоимостными характеристиками.
Но для США, это после программы их «Шатлов» (стоимость пуска 775 млн. долл.) это действительно прорыв и рывок вперед. А то, что этот «большой рывок» только закрывает отставание Америки от пилотируемой программы России, Илон Маск вам, конечно, никогда не скажет.