04.09.2020 13:05
Прошло несколько недель с тех пор, как мы обращали внимание на газовый рынок и наблюдали за перипетиями большой газовой войны, ставшей частью другой, нефтяной большой войны. Что же изменилось за это время и какие глобальные выводы из происходящего можно сделать?
Цены в Европе быстро растут. Сегодня это уже 120$ за 1000 кубов и это выше рентабельности российского газа. А значит, самые трудные времена с учетом появления вакцин от «короны» уже точно удалось избежать. И здесь наиважнейшим вопросом становится, а вернется ли на рынки американский СПГ.
С одной стороны, рост цены делает убытки для Европы и Азии при работе с американским газом меньше. Как мы помним, американский СПГ – специфический продукт. Европейские и азиатские партнеры американцев при заключении контрактов на его поставку, заранее обязались при любом раскладе оплатить услуги по его сжижению. Даже если поставка будет отменена. Это приводит покупателей в убытки в случае резкого падения уровня цен (что и произошло в начале 2020 года). Но контракт есть контракт. Правда летом падение цен было таким, что европейцам и азиатам было выгодно отказаться от дорогущего американского топлива и заплатить при этом неустойку.
И теперешний рост цен должен, казалось бы, вновь вернуть все на круги своя. Да, новых контрактов по итогу нынешнего кризиса США уже не светит, но старые то по логике должны вновь выполняться. И в августе таки отмечен некоторый рост поставок. Но они даже до «Лауры» были более чем вдвое меньше, чем на пике в январе 2020 года. Почему же не произошло «отката»?
Рынок есть рынок. Поставки газа на американский рынок существенно ниже планируемых еще полгода назад объемов, а потому любой рост экспорта приводит к росту внутренних цен. И именно это и наблюдается сегодня на американском спотовом рынке. Где по логике и должен покупаться газ для экспортных поставок. Одновременно с ростом цен на газ в Европе идет не менее стремительный рост цен на газ на американском рынке. Цена на Henry Hab за полтора месяца выросла с 1,5-1,7$ за 1 млн. БТЕ до 2,5-2,6$ за 1 млн. БТЕ. И это уже уровни прошлой осени, и именно они задирают суммарную цену на американский газ и это до сих пор делает выгодным отказ большей части потребителей от его закупок.
И случилось это в следствии схлопывания сланцевой индустрии. Ведь значительные объемы газа, который добывается в США это газ из сланцевых месторождений, основным продуктом которых является нефть и конденсат. И вслед за уменьшением объемов добычи сланца происходит естественное уменьшение добычи природного газа, что на фоне восстановления экономики приводит к дефициту его на рынке, что и задирает цену вверх.
То есть, нефтяная война, по уничтожению американского сланца, так же верно убивает и американский СПГ, делая этот бизнес невыгодным. И это главное следствие для газового рынка на ближайшие годы.
То есть, Россия, начиная нефтяную войну в марте рассчитывала убить сразу двух зайцев. И пока все говорит о том, что ей это удается.